Институт социологии
Российской академии наук

Социологический журнал 2-2014

по-русски    in english    

 

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

Социологический журнал. 2014. №2.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

П.А. Амбарова Динамика социального времени: эволюция социологических представлений с. 6

Амбарова Полина Анатольевна — кандидат социологических наук, доцент Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Адрес: 620026, Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 210/а, кв. 29. Телефон: 8 (904) 381-29-35. Электронная почта: borges75@mail.ru
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 14-03-00072 «Нелинейная динамика социального времени в зеркале темпоральных стратегий поведения городских социальных общностей».

Аннотация. В статье представлены концептуальные основы изучения динамики социального времени. Цель исследования — обоснование идеи темпоральных форм, способов и механизмов взаимодействия общества и культуры. В задачи исследования входило: рассмотрение эволюции социологических представлений о динамике социального времени — с классического до современного этапа истории социологии; раскрытие понятия динамики социального времени, а также определение его динамических свойств. Основной гипотезой выступает понимание социального времени как механизма, связывающего общество и культуру, а динамики социального времени — как его свойства, определяющего характер и особенности этой связи. Исходным было предположение о кардинальном изменении динамических свойств времени, свидетельствующем о серьезных расхождениях социального времени общества и социального времени культуры в современном мире. Методологическая основа исследования — принципы историко-социологического и темпорального подходов, позволяющие рассмотреть сущность темпоральной взаимосвязи и темпоральных противоречий между обществом и культурой, внутренние закономерности развития социального времени и изменения его свойств. На основе историко-социологического анализа обосновывается необходимость введения в научный оборот понятия «динамика социального времени» и раскрывается его содержание. В статье охарактеризованы динамические свойства времени — текучесть, мобильность, напряженность, отличающие современное восприятие и понимание темпоральной реальности. Показаны многообразие объяснительных схем, соответствующее сложной природе социального времени, культуры и общества, а также продуктивность многомерного и мультипарадигмального анализа данной проблемы. Новизна представленного исследования заключается в изучении темпоральной взаимосвязи общества и культуры, определении динамики социального времени как сквозной для истории социологической мысли проблемы, а также возможности ее исследования как с объективистских, так и субъективистских позиций.

Ключевые слова: время общества, время культуры, динамика социального времени, эволюция социологических представлений о динамике социального времени; мобильность, текучесть, напряженность социального времени.

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

П.М. Козырева Реформы 1990-х и 2000-х гг.: приобретения и потери россиян с. 25

Козырева Полина Михайлова — доктор социологических наук, заместитель директора Института социологии РАН. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5. Телефон: 8 (499) 125-80-88. Электронная почта: pkozyreva@isras.ru
В статье использованы результаты проекта «Мониторинг социально-экономического поведения домохозяйств и динамика репродуктивного поведения», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 году.

Аннотация. На основании данных социологических исследований осуществлен сравнительный анализ результатов реформ 1990-х и 2000-х гг. с точки зрения оценки потерь и приобретений россиян, изменения соотношения выигравших и проигравших в ходе радикальных социально-экономических преобразований. Дается развернутая характеристика этих групп населения, анализируются особенности их социально-экономической адаптации. В частности, отмечается шестикратный рост количества выигравших от реформ 2000-х гг. в сравнении с выигравшими от реформ 1990-х гг., что является следствием как улучшения социально-экономической ситуации в стране, повышения внимания государства к решению острых социальных проблем, так и возросших адаптационных возможностей населения. В настоящее время выигравшие чаще всего встречаются среди работников тех секторов экономики, среди тех специалистов, которые на первых этапах рыночных реформ ощутили провальное ухудшение своего положения. Поэтому сегодня в этой когорте немало людей, которые смогли лишь немного поправить свое положение, а позитивное социальное самочувствие нередко является результатом скромных притязаний. Зачастую умеренный социальный оптимизм выражает не столько позитивную оценку существующей реальности, сколько укрепление представлений о благоприятных перспективах ее изменения. Значительную группу выигравших составляют люди, получившие те или иные преференции от государства. Перемены обусловили значительное улучшение социального самочувствия пенсионеров и бюджетников. В условиях улучшения материального положения как для более успешных, так и для менее успешных потеряла свою былую значимость и эмоциональность проблема физического выживания. По мере улучшения социально-экономической ситуации возросло количество сторонников рыночных преобразований, особенно среди наиболее адаптированной части населения. Более широкое распространение получили тенденции развития массового сознания, связанные с взаимодействием и взаимообогащением различных его сегментов. И в то же время наблюдается внутренняя несогласованность и конфликтность социальных представлений масс, являющаяся следствием как противоречивости социальной действительности, так и неясности перспектив дальнейшего развития страны. Анализ приводит к выводу, что в дальнейшем соотношение выигравших и проигравших во многом будет определяться направленностью проводимой в стране социально-экономической политики.

Ключевые слова: социально-экономические реформы, социальная адаптация, благополучие, социальное самочувствие, экономический кризис.

Н.Н. Седова Гражданский активизм в современной России: форматы, факторы, социальная база с. 48

Седова Наталья Николаевна — старший научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д.24/35, корп. 5. Телефон: (495) 670-27-40. Электронная почта: nnsedova@inbox.ru
Статья подготовлена в рамках проекта «Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политического действия» (2014), выполненного Институтом социологии РАН при поддержке Некоммерческого Фонда — Института социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ).

Аннотация. Статья посвящена изучению российских практик гражданского активизма. Задачами исследования было выявление соотношения между политической и неполитической составляющими активизма, определение масштабов распространенности и укорененности в жизненных практиках различных форм гражданского участия, анализ социальной базы гражданского активизма, определение основных факторов его развития. Для анализа социальной базы гражданского активизма предложена типология, основанная на показателях включенности в политические и неполитические общественные практики и готовности к поддержке общественных движений. Типология предполагает выявление базовых групп активизма: ядра, периферийных групп, сочувствующих, отчужденных. Определены масштабы и социальные характеристики базовых групп активизма, сделан вывод, что основными источниками современного гражданского активизма в России являются социально продвинутые, успешные, мобильные группы. Установлено, что уровень и характер гражданского активизма тесно связаны с характером жизненного целеполагания граждан (прежде всего в сфере образования, самореализации, социальной коммуникации), основными параметрами социального самочувствия населения, базовыми мировоззренческими и ценностными установками. Сделан вывод, что неполитический и политический активизм не противопоставлены, а, напротив, дополняют друг друга. Чем выше «градус» активности, тем плотнее их взаимопроникновение. Эмпирическую базу исследования составили данные общероссийского массового опроса населения РФ, проведенного Институтом социологии РАН в 2014 году.

Ключевые слова: активизм, участие, гражданское общество, гражданское участие, политика, политическое участие, общественные организации, типология, социальное самочувствие.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

С.Д. Лебедев Образовательная рефлексия религии: к социологической интерпретации с. 72

Лебедев Сергей Дмитриевич — кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью Института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета. Адрес: 308036, Белгород, пер. Юрьевский, 4. Телефон: (4722) 53-63-97. Электронная почта: serg_ka2001-dar@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию понятия «образовательная рефлексия религии», что представляется важным для социологического осмысления современных отношений между институтами религии и образования. Достижение этой цели предполагает последовательное решение задач: теоретической интерпретации функции образовательной рефлексии, её конкретизации применительно к изучению религии в современной российской школе, концептуального объяснения проблемной зоны и предварительного моделирования социологического модуля сопровождения образовательного процесса. Для этого применяются общенаучные методы анализа, синтеза, типологизации и сравнения. Образовательная рефлексия может быть определена и описана как комплекс функционально специализированных мыслительных интенций субъектов образовательного процесса, направленных на его регулирование. Условием успешности такого регулирования выступает согласованность позиций стратегических, тактических и целевых субъектов образования, типологизируемых в соответствии с их функциями в образовательной коммуникации. При изучении религии в современной российской школе актуализируется комплекс латентных противоречий между культурами светского и религиозного типов, что ставит под вопрос достижение позитивного образовательного эффекта. Проблемная ситуация концентрируется в легитимированных в последние годы практиках конфессионально ориентированного образования на средней ступени. Последнее обусловлено, помимо межкультурных противоречий, ценностноориентирующим характером соответствующих учебных дисциплин и возрастными особенностями учащихся. Предупреждение и текущее регулирование соответствующих проблем представляется осуществимым при подключении к образовательному процессу социологического модуля обратной связи между стратегическими и тактическими субъектами образования, с одной стороны, и целевым субъектом — с другой.

Ключевые слова: конфессионально ориентированное образование, образовательная коммуникация, образовательное знание, религия, рефлексия, социальные субъекты образования, социология.

ДИСКУССИЯ

А.В. Резаев, В.С. Стариков, Н.Д. Трегубова Сравнительная социология: общая характеристика и перспективы развития с. 89

Резаев Андрей Владимирович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой сравнительной социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, под. 9. Телефон: (812) 577-14-01. Электронная почта: anrezaev@yandex.ru
Стариков Валентин Сергеевич — аспирант кафедры сравнительной социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, под. 9. Телефон: (812) 577-14-01. Электронная почта: starikov.valentin@gmail.com
Трегубова Наталья Дамировна — аспирант кафедры сравнительной социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, под. 9. Телефон: (812) 577-14-01. Электронная почта: natalya.tr@mail.ru

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы, характеризующие историю и современное состояние развития сравнительной социологии как науки и учебной дисциплины. По мнению авторов, анализ необходимости, возможности и действительности сравнительной социологии играет ключевую роль в переосмыслении статуса социологии в целом. Работа ориентирована на фиксацию предметного поля сравнительной социологии в соотношении с социологией как таковой. Показаны историческая динамика сравнительной социологии в США и ее статус в российской науке. Авторы поднимают следующие вопросы: является ли сравнительная социология субдисциплиной социологии, то есть предполагает ли в качестве своего объекта качественно различимый класс явлений? справедливо ли утверждение, что понятие «сравнительная социология» означает просто «использование сравнительного метода в социологии» и само по себе не несет никакого субстанциального содержания? В работе рассматриваются качественная и количественная стратегии сравнительных исследований в социологии, анализируется потенциал сравнительной программы в социологии повседневности.

Ключевые слова: сравнительная социология, сравнительные социологические исследования, сравнительный метод, качественная и количественная стратегии сравнительных исследований, социология повседневности.

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

К.К. Оганян Ю. Геккер о русской социологии и взглядах С.Н. Южакова: предисловие переводчика с. 113

Оганян Карина Каджиковна — кандидат социологических наук, кафедра социологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Аннотация. Проведен анализ результатов историко-социологического исследования социологии С.Н. Южакова как представителя субъективной школы в монографии Ю. Геккера «Российская социология. Вклад в историю социологической мысли и теорию» (1915). Выявлены основные аспекты, через которые автор монографии рассматривает социологические взгляды С.Н. Южакова; определены особенности анализа его теории общества; показана критическая оценка и значимость идей С.Н. Южакова для развития социологии. Проанализирована оценка, которую монографии Ю. Геккера дал Н.И. Кареев. Довольно критически оценивая эту работу в целом, он подчеркивает вывод Ю. Геккера об особой значимости субъективной школы для развития социологии и актуальности этого направления в контексте мировой социологической мысли. Одним из недостатков представленного Ю. Геккером анализа социологических взглядов С.Н. Южакова, на наш взгляд, является то, что он не уделяет должного внимания рассмотрению таких понятий, как личность, культура, активность, являющихся ключевыми в теории русского социолога.

Ключевые слова: С.Н. Южаков, Ю. Геккер, личность, активность, культура, российская социология, субъективная школа в социологии.

Ю. Геккер Социологический вклад Южакова / Пер. с англ. К.К. Оганян с. 120

Аннотация. Данный текст является переводом Главы III “The sociological contributions of Youzhakov” Части II, посвященной субъективной школе российской социологии, из книги: Hecker J.F. Russian sociology. A contribution to the history of sociological thought and theory. New York, 1915 (p. 156–172). Рассматривается социологический вклад С.Н. Южакова в отечественную социологию через такие его положения как: определение социологии и ее основные проблемы; органико-физический, этический и экономический аспекты социологии. Ю. Геккер уделяет внимание анализу источников философских и социологических взглядов С.Н. Южакова. Особое влияние на его мировоззрение оказал социально-политический фактор, поскольку он был лидером народников и внес свой вклад в развитие субъективной школы, будучи единомышленником П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского в стремлении русского народа к осуществлению социальных реформ. С.Н. Южаков определял социологию как науку о законах, контролирующих жизнь группы, а также ее происхождение, развитие и распад. В итоге социология обобщает результаты других социальных наук, таких как политическая экономика, этика, право, лингвистика. Исходя из такого понимания социологии, С.Н. Южаков показывает, что взаимоотношения индивида и группы формируют мораль и создают этическую проблему. Моральный прогресс заключается в адаптации деятельности индивида к социальным условиям, и эта адаптация выражается в создании совершенного идеала общительности и в совершенном соотношении идеалов эпохи и чувств людей. Следовательно, развитие нравственности становится процессом адаптации жизни к социальному существованию. В этом процессе решающую роль играет активность личности, проявление ее индивидуальности в борьбе за культуру. Обобщая краткое представление основных положений социологии С.Н. Южакова, Ю. Геккер приходит к выводу, что в целом российский социолог продолжает разрабатывать основные идеи П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского и др. Не создав собственной системы социологии, С.Н. Южаков подчеркнул несколько важных истин, которые являются общепринятыми сегодня.

Ключевые слова: социология, культура, активность, общество, cубъективная школа, окружающая среда, излишки, социальная адаптация, моральный прогресс, социальная группа, личность.

ЭССЕ

А.Т. Гаспаришвили Власть общественного мнения в Афинской демократии: трибунал или рациональность с. 134

Гаспаришвили Александр Тенгизович — кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова. Адрес: 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 5. Телефон: +7 (916) 351-77-53. Электронная почта: Gasparishvili@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы функционирования общественного мнения в Афинской демократии, выявляются особенности института общественного мнения в древнегреческом полисе. Использованы работы древнегреческих философов и историков, исследователей античности, социологов. Автор ставит перед собой задачу доказать, что общественное мнение древности не всегда и не везде являлось лишь сводом традиционных представлений о должном. В Афинской демократии и других демократических полисах оно существовало как продукт дискуссии свободных граждан, участвующих в политике, и было в этом отношении явлением того же порядка, что и общественное мнение Нового Времени. На основе работ древних и современных авторов анализируются важные моменты политической и общественной жизни Афин, описываются и объясняются специфические черты афинского общественного мнения, реконструируются дискуссии афинских мыслителей о его субъекте, сущности и гносеологической ценности. Автор также определяет факторы, которыми ограничивалось всемогущество общественного мнения Афин. Это причины метафизического характера: естественное неравенство, связанное с божественным родством выдающихся личностей; участие божественных сил в обыденной жизни греков; а также причины социального и экономического порядка — предпочтение личного благополучия общественному благу. Несмотря на эти ограничения, общественное мнение Афинской демократии, основанное на широком гражданском участии в обсуждении важных проблем функционирования общества и государства, было важнейшим инструментом управления античного полиса.

Ключевые слова: общественное мнение, общество, демократия, политика, управление, власть, Афины.

К 85-ЛЕТИЮ Г.В. ОСИПОВА

Г.В. Осипов: «Решать проблемы сейчас можно только на основе социальной науки» / Интервью подготовил Б.З. Докторов с. 144

К 85-ЛЕТИЮ Б.М. ФИРСОВА

А.Н. Алексеев, Б.З. Докторов Созидатель с. 168

IN MEMORIAM

Павел Васильевич Романов (1964 2014) с. 174

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, РЕФЕРАТЫ

А. Кондаков и др. Поколенческий анализ одиночества [рец. на кн.: Кон И.С. 80 лет одиночества. М.: Время, 2008] с. 175

НОВЫЕ КНИГИ с. 183

СОДЕРЖАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ с. 187



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [1]:
Сергей Лебедев    11.07.2014
Ура! Долгожданный номер :)