Институт социологии
Российской академии наук

Социологический журнал 4-2013

по-русски    in english    

 

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

Социологический журнал. 2013. №4.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

А.Ш. Жвитиашвили Рабочий класс в классовых схемах западной социологии с. 5

В статье рассматриваются основные классовые схемы западной социологии, роль и место в них рабочего класса. Они отражают процесс дифференциации классовой структуры, в том числе рабочего класса, западных обществ. Несмотря на разные подходы к исследованию рабочего класса, данные схемы помещают его внизу классовой иерархии.

Ключевые слова: классовая схема, класс, рабочий класс, стратификация, западная социология.

А.А. Мусиездов Территориальность современного общества с. 21

Статья посвящена анализу территориальности современного общества. Традиционно общества мыслились как определенные пространственными границами национальных государств. Современное общество в силу различных причин утрачивает территориальную определенность и предстает скорее совокупностью слабо связанных с территорией сообществ. Соответственно, территориальность современного общества оказывается определяемой не только объективными характеристиками территории, но и приписываемыми ей смыслами. Последние выступают объектом конструирования, протекающего как на повседневном, так и на информационно-технологическом уровнях. Представленные выводы позволяют уточнить понимание территориальных идентичностей, которые оказываются настолько же «естественными», насколько и «воображаемыми».

Ключевые слова: территория, общество, сообщество, воображение, социальное конструирование.

П.Л. Крупкин, С.Д. Лебедев К сакральным основаниям локальных идентичностей в сегодняшней России: опыт структурного анализа с. 35

Статья посвящена теоретическому обоснованию структурно-функциональной модели коллективной идентичности и первичной эмпирической апробации данной модели на материалах избранных локальных сообществ, принадлежащих региональным центрам России. Демонстрируется описательный и аналитический потенциал предлагаемой концепции коллективной идентичности. Вводится понятие сакральной сферы и показывается ее значение для формирования и поддержания локальных коллективных идентичностей. Статья является отправной для исследовательского проекта по изучению локальных идентичностей в России.

Ключевые слова: доверие, коллективная идентичность, локальные сообщества, сакральное, социальные институты.

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Л.В. Земнухова Информационные технологии как профессиональная среда с. 49

В статье рассматривается профессиональная общность работников сферы информационных технологий (IT-общность): ее формирование, факторы развития и трансформации, роль в современном обществе. Контекст исследования задается процессами глобализации и распространения информационных технологий. Выделены тенденции, описывающие векторы дальнейшего функционирования IT-общности в глобальном обществе и повседневной жизни россиян.

Ключевые слова: профессиональная общность, информационные технологии, общественное развитие.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Т.А. Аймалетдинов Проблемы информатизации социологического образования в России с. 59

В статье осуществляется попытка систематизировать исследования, в которых оценивается адекватность социологического образования, предоставляемого российскими вузами, реалиям современного глобального общества. Описан комплекс проблем информатизации отечественного социологического образования, обозначен ряд противоречий в его развитии и модернизации. Названы условия успешной академической и профессиональной социализации студента-социолога в формирующемся информационном обществе.

Ключевые слова: социология образования, социология информатизации, социологическое образование, информатизация образования, информационная культура социолога, опережающее образование, информационные технологии в образовании, высшее образование.

И.А. Васильев Качество школьного образования: субъективный взгляд на объективный процесс с. 72

Реформы и модернизации, в последние два десятилетия охватившие cферу образования в России, оказывают не только позитивное, но и деструктивное влияние на образовательный процесс в учебных заведениях различного уровня. Автор, опираясь на результаты полевого социологического исследования, проведенного в общеобразовательных школах московского мегаполиса, рассматривает довольно широкий спектр проблем повышения качества образования, поднятых основными акторами образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательный процесс, качество образования, социально-психологическая травма, контент-анализ неформализованных ответов, акторы, престиж педагогического труда, статус профессии «учитель», факторы повышения качества школьного образования, профессионализм педагогических кадров.

ЭССЕ

К.Е. Новиков Применение интеррогативной логики при тестировании опросного инструментария с. 89

В статье рассматриваются возможности применения методов интеррогативной логики при анализе вординга инструментария массовых опросов. Предлагается классификация вопросов, вызывающих смещение данных. Проводятся параллели между социологическими опросами и методом выяснения позиции собеседника, представленным в платоновских диалогах. Осуществляется попытка применить опыт логического анализа к вопросникам, используемым современными российскими социологами в ведущих исследовательских центрах.

Ключевые слова: вопросно-ответные процедуры, интеррогативная логика, опросы, вординг, майевтика.

Л.Ю. Бронзино, М.И. Витковская Гендерная идентичность на фоне классического и постмодернистского феминизма с. 107

В современном обществе постепенно утрачивают свое первостепенное значение традиционные представления о женском и мужском, служившие основой для формирования межличностных и брачных отношений. На этой почве возникает множество проблем — как практических, связанных с формированием социальных стереотипов и базирующихся на них социальных отношений, так и теоретических, направленных на исследование гендерной идентичности. По мнению авторов, отчасти все эти проблемы порождены феминистским дискурсом. В статье критически рассматриваются трактовки гендерной идентичности, осмысленные в классическом и постмодернистском феминизме.

Ключевые слова: гендер, идентичность, феминизм, женское и мужское, гендерная перспектива.

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

О.А. Кажанов Электоральная проблематика в российской партиологии начала ХХ века с. 122

В статье исследуются малоизученные вопросы предыстории электоральной социологии в нашей стране. Анализируется постановка вопроса о создании специальной отраслевой социологической дисциплины, посвященной анализу поведения избирателя, партиологами дореволюционной России. Рассматривается взгляд марксиста П. Берлина на объект, предмет, метод, основные задачи новой науки. Делается вывод, что начало ХХ века — время осознания в отечественном и зарубежном обществоведении необходимости создания псефологического направления в политических исследованиях.

Ключевые слова: дореволюционная Россия, партиология, электоральная социология, статистика выборов, избиратель.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БИОГРАФИИ

Г.Е. Зборовский «Меня тревожит раскол в российской социологии» / Подготовил Б.З. Докторов с. 134

Профессор Г.Е. Зборовский рассказывает о своем пути в социологию, о важнейших направлениях и результатах своих научных исследований, о многолетней преподавательской деятельности, а также размышляет о состоянии и перспективах развития российской социологии.

Ключевые слова: российская социология, социологические исследования на Урале, система социологических теорий.

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, РЕФЕРАТЫ

И.В. Жежко Гражданская журналистика как социальное действие: о роли новых медиа в общественном дискурсе США с. 160

НОВЫЕ КНИГИ с. 176

Книги и Информационно-аналитические бюллетени, изданные на Официальном портале Института социологии РАН в 2013 году с. 179

АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ с. 180

УКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2013 ГОДУ с. 183

СОДЕРЖАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ с. 187



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: