Доклад по социальной политике

Доклад по социальной политике

<<назад  

оглавление

дальше>>

8. Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России

Наряду с проблемами здоровья и образования, в число наиболее значимых для россиян входит и жилищная. Не случайно проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» занял достойное место среди национальных проектов. По вниманию, которое уделяется ему со стороны СМИ и широкой общественности, он занимает лидирующее место.

Чем объясняется столь пристальное внимание к этой проблематике? Насколько удовлетворяют наших сограждан их жилищные условия? Какие возможности существуют у них для улучшения своего жилья? Насколько способны «переломить» ситуацию меры, предлагаемые в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и Программы «Жилище», составляющих основу новой национальной жилищной политики?

Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим сначала на структуру занимаемого россиянами жилья.

Рисунок 48

Тип жилья, в котором проживают россияне, в %

 

Как видно на рисунке 48, 8% россиян проживают либо в общежитии и служебных квартирах, либо снимают жилье. Причем это, вопреки представлению, складывающемуся на примере Москвы, в массе своей самая неблагополучная часть населения. Половина обитателей общежитий – это представители двух низших страт, а не проживающие в служебных квартирах депутаты. Лишь 15% обладателей служебного жилья относятся к стратам от 5 и выше, составляющим верхние четыре дециля. Снимают жилье также не столько люди с высоким доходом, сколько малообеспеченные семьи - 58% арендаторов относятся к трем низшим стратам, и лишь 5% – к сравнительно благополучным слоям, представляющим два верхних дециля. Более того, основная часть арендаторов имеет жилье с маленьким метражом и не всеми коммунальными удобствами. Еще около 6% проживают в коммунальных квартирах или в части дома, не имеющих коммунальных удобств. По уровню жизни – это неблагополучная часть населения.

Как показывает исследование, 15% населения страны (т.е. около 20 млн. человек!) проживают в жилье, требующем решения их жилищной проблемы. При этом априорно понятно, что сами они ее решить не смогут – 77% их относятся к нижним 4 стратам, где денег хватает только на текущие расходы. Лишь 5%-6% этой группы (т.е. менее 1% из 15% входящих в нее россиян!) могут благополучно улучшить свои жилищные условия с использованием разного рода ипотечных программ.

При этом стоимость имеющегося у россиян жилья «стартового капитала» – комнаты в «коммуналке», части дома, «койки в общежитии» – явно меньше, чем у большинства остальных россиян, имеющих отдельные квартиры или собственные дома, хотя 28% представителей этой неблагополучной группы имеют свое жилье в собственности (по остальным россиянам этот показатель – 83%). Это значит, что они заведомо находятся в сложной ситуации, при которой не смогут решить свой жилищный вопрос, так как самый популярный вариант его решения не ипотека, а «альтернативные сделки». Они также не смогут рассчитывать на получение бесплатного жилья от государства. В данном случае необходимо отметить два обстоятельства. Во-первых, большинство из россиян данной страты имеют 12 и более кв. м общей площади на человека зачастую в «трущобах», и, следовательно, по существующим нормативам просто не может претендовать на постановку в очередь на «бесплатное» жилье. А во-вторых, если добавить к этим нуждающимся в бесплатном жилье также остальных россиян, имеющих не более установленной в соответствующем регионе нормы, и также в большинстве своем относящимся к слоям, не способным решить свою жилищную проблему самостоятельно ни при каких условиях, то объем обязательств государства резко возрастает, и надо говорить уже о возникновении государственных обязательств по отношению к почти четверти россиян, что в обозримом будущем просто нереально.

Насколько благополучны в отношении своих жилищных условий остальные три четверти россиян? На первый взгляд, картина с ними складывается неплохо. Половина наших соотечественников проживает в отдельной двух- или трехкомнатной квартире. Доля людей, проживающих в индивидуальных домах, составляет еще 22%. Сегодня отдельная квартира и индивидуальный дом – два основных типа жилья россиян: первый – в основном для горожан, второй – преимущественно для сельских жителей, хотя и в городских поселениях немало индивидуальных домов. Так, например, в районных центрах каждый двадцатый живет в собственном доме.

В этой связи важно подчеркнуть, что собственный дом зачастую значительно отличается от того, что он представлял собой еще пару десятилетий назад. 19% обитателей собственных домов отметили, что их нынешнее жилье имеет все коммунальные удобства (центральное отопление, водоснабжение, канализацию и т.д.), то есть речь идет о коттеджах, хотя в российских условиях под ним начали подразумевать не благоустроенный отдельно стоящий дом, а особый вид элитного жилья, напоминающего особняк. Причем, доля коттеджей оказалась в выборке значительно больше, чем тот 1% россиян, которые сами идентифицировали свое жилье как коттедж, и составила 5 %. При этом только в 1% случаев речь идет о жителях крупных городов, а остальные 4% составляли жители районных городов, поселков городского типа и сел. Это, безусловно, отрадная тенденция. Она позволяет надеяться, что курс на развитие малоэтажной застройки в регионах России, о котором заявляется сейчас как о важной задаче в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», соответствует направленности самодеятельной активности населения, и может принести серьезные результаты. Главное, чтобы эта компания не превратилась из идеи современного индивидуального жилья в вариант строительстве в XXI веке обычных изб.

Эта опасность тем более реальна, что проблема обеспеченности всеми коммунальными удобствами остро стоит не только для сельской местности, но и для многих горожан – от жителей мегаполисов до районных центров (см. рис. 49). Сегодня 18% россиян имеют лишь часть коммунальных удобств и еще 12% – их не имеют (81% последних проживают именно в собственном доме, а остальные, как правило, в неблагоустроенном общежитии).

Рисунок 49

Наличие коммунальных удобств у жителей разных типов поселений, в %

 

В среднем, по данным исследования, на каждого члена семьи в сегодняшней России приходится 19,6 кв.м., что практически совпадает с данными Росстата (для сравнения: в Германии подобный показатель составляет 35 кв. метров на человека, в Швеции – 40 кв. метров, в США - 70 кв. метров). При этом 10% населения имеют менее 10 кв. м на человека, и еще 10% - от 10 до 12 кв. м на человека. Только 41% населения имеет жилищную обеспеченность свыше 18 кв.м. на человека. При этом практически половина этой группы, т.е. около 20% россиян, имеют излишки жилой площади даже с учетом того, что норматив на семью из одного или двух человек предусматривает во всех регионах бóльшую норму площади на каждого из них (причем в разных регионах этот норматив может различаться), и лишь для семей из 3 человек и более начинает работать норма в
18 кв. м на человека.

Учитывая, что около 20% населения рассматриваются в рамках нынешней концепции социальной политики как имеющие излишки жилой площади, а следовательно – теряют право на льготы по ее оплате. Так, 70% россиян, имеющих более 18 кв. м на человека, проживают в райцентрах, поселках городского типа и селах, и почти 60% относится к 4 нижним стратам по своему уровню жизни. Причем, почти в трети случаев их жилье не имеет коммунальных удобств или имеет их частично. Таким образом, это не наиболее благополучные слои населения. Учитывая, что почти три четверти их проживают в населенных пунктах с низкой стоимостью жилья, сам по себе переезд в жилье меньшей площади может оказаться для многих из них дороже, чем тот денежный выигрыш, который они получат, обменяв свое жилище на жилье меньшей площади. Таким образом, заимствованная из арсенала западных моделей социальной политики и вполне логичная для условий, где практически все жилье отвечает хотя бы минимальным стандартам обустроенности, идея об излишках жилой площади как свидетельстве имущественного благополучия людей, абсолютно не учитывает качественных особенностей жилья, находящегося в распоряжении россиян, где оно большой площади – это в массе своей не жилье бизнес-класса в мегаполисах, а разрушающийся старый жилой фонд, в котором проживает малообеспеченное население малых городов и сел.

Даже если выделить тех респондентов, которые отмечают наличие у себя действительно большой площади, приходящейся на одного человека (свыше 35кв.м.), то и для них большая площадь на одного члена семьи еще не означает хорошие жилищные условия. Люди, живущие в помещениях большой площади, чаще всего оказываются сельскими пенсионерами, у которых обеспеченность централизованным отоплением, водоснабжением, газом, канализацией и т.д. крайне мала.

Если попытаться оценить долю россиян, жилье которых соответствует общепринятым в российском обществе критериям «нормы», т.е. является отдельным, имеет все коммунальные удобства и обеспечивает не менее 18 кв. м на человека (от качества этого жилья мы сейчас отвлекаемся, т.е. это может быть и разваливающаяся пятиэтажка в райцентре, где ни о какой программе их сноса речь не идет), то оказывается, что в таких относительно благополучных жилищных условиях проживают чуть больше четверти россиян (!). Стоит ли удивляться, что при растущих ценах спрос на новое жилье по всей стране только увеличивается.

Таким образом, жилищная проблема – действительно исключительно сложная, острая и дорогостоящая с точки зрения ее решения. Огромная доля неблагоустроенного жилого фонда, с которым Россия вступила в 21 век, и который еще долго будет оказывать влияние на общую ситуацию в жилищной сфере, низкая обеспеченность россиян жилыми метрами, большая доля населения, вообще не имеющая отдельного жилья, – это одна из главных задач, которую российскому обществу придется решать.

Если добавить к этим проблемам практически полное отсутствие «запаса прочности» у большинства россиян, стремление государства снять с себя обязательства по капитальному ремонту жилого фонда, проблему обеспечения жильем военнослужащих и молодежи, то можно получить хотя бы общее представление о том, какую остроту уже приобрела и насколько обострится в будущем жилищная проблема. А ведь ее успешное решение – это основа предотвращения «геттоизации» общества со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями – формирование криминальных молодежных группировок, «культуры бедности» и андеркласса.

А что же сами россияне, на которых теперь возлагается решение их жилищных проблем? Они, фактически, оказались в ловушке, которую, само того не желая, им расставило государство. Россияне, воспользовавшись правом на приватизацию (практически три четверти проживающих в отдельных квартирах – их собственники), которая давала какой-то стартовый капитал, могли бы улучшить жилищные условия, однако, став собственниками жилья, они автоматически оказались вынуждены сами обслуживать свою собственность. При этом государство своих обязательств по своевременному ремонту собственности жилья не выполнило, у большинства россиян нет денег для ремонта, жилищный фонд продолжает ветшать, а проблемы – обостряться.

Ипотека не обеспечивает решение всех вышеперечисленных проблем. Но как механизм выхода из создавшегося тупика в части приобретения нового жилья, она имеет немалое значение. Одна из центральных задач национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» – создать к 2010г. условия для того, чтобы треть населения страны смогла самостоятельно решать свою жилищную проблему. Однако для этого, если иметь в виду только «сторону» получателя ипотечного кредита, нужно как минимум три условия. Во-первых, нужно желание его взять, во-вторых, возможность его погасить, в-третьих – признание банком этой возможности у заемщика.

Как получить ипотечный кредит? Для того, чтобы «влезть в долговую кабалу» на много лет (а именно так воспринимают ипотеку россияне), обрекая себя на значительные жертвы с точки зрения текущего потребления, нужно быть активно неудовлетворенным своими жилищными условиями. И это общая неудовлетворенность по принципу «хорошо было бы жить в шикарной квартире вместо нашей развалюхи», которую, естественно, продемонстрирует любой нормальный человек при соответствующей постановке вопроса социологами (откуда и берутся цифры о готовности 60% россиян заняться решением своей жилищной проблемы, кочующие из издания в издание). Здесь другая острота осознания проблемы, т.е. осознание жилищной проблемы как реально стоящей, актуализированной и в данный момент безотлагательной.

Однако, как реальную проблему в своей жизни ситуацию с жильем охарактеризовали всего 15% россиян. Более того, только 16% – оценили свои жилищные условия как плохие. При этом решающую роль для оценки их условий играет не метраж, хотя этот вопрос также важен (см. рис. 50).

Рисунок 50

Оценка россиянами своих жилищных условий в зависимости от числа кв. м общей площади на члена семьи, в %[1]

Как видно на рисунке 50, «точкой перелома» для россиян при оценке ими своих жилищных условий как плохих являются 12 кв.м. общей площади на человека (т.е. тот уровень, ниже которого находится 20% населения страны). Гораздо важнее для оценки своих жилищных условий как «плохих» – отсутствие собственного жилья, т.е. проживание в общежитиях, в съемном жилье, а также в коммуналках – около 60% представителей этой группы считает свои жилищные условия плохими. Однако вряд ли можно ожидать, что ее представители смогут воспользоваться ипотечными кредитами.

Причем для оценки своих жилищных условий как плохих очень важен фактор сравнения их с ситуацией у окружающих. Если человек считает, что он в целом «живет не хуже других», то он достаточно оптимистично оценивает свои жилищные условия, несмотря на неблагополучную объективную картину. Соотношение плохой и хорошей оценки своих жилищных условий среди тех, кто ответил, что живет «не хуже других» – 10% к 46%. У людей, настроенных пессимистично и считающих, что у них нет шансов жить не хуже других, картина с отношением к своим жилищным условиям прямо противоположная – 23% считающих их плохими против 16% –хорошими. Такая ситуация никак не связана с реальной обеспеченностью метражом, т.к. среди россиян, давших оптимистичные ответы, велика доля тех, где на одного члена семьи приходится небольшое количество метров.

Как показало исследование, на степень удовлетворенности своими жилищными условиями влияет как недостаточный метраж и отсутствие отдельного жилья, так и такой фактор, как удовлетворенность своим положением в сравнении с другими. В городах наблюдается глубокая степень дифференциации общества, что порождает и высокую неудовлетворенность граждан своими жилищными условиями по сравнению с более благополучными соседями. В селах уровень жизни более однородный, условия проживания почти одинаковые, поэтому и все недостатки, связанные с этой проблемой, чувствуются не так остро.

Рассмотрим теперь, насколько такая скромная оценка численности россиян, для которых актуализирована их жилищная проблема (около 15%-16% реально ориентированных на улучшение своих жилищных условий) скорректируется, если учесть всех, кто хотел бы сменить жилье, но не потому, что считает свои жилищные условия плохими, а из-за других соображений – статусности, в инвестиционных целях и т.п.

В этой связи хотелось бы привлечь внимание к данным исследования «Собственность в жизни россиян: домыслы и реальность» (2005 г.). Как было продемонстрировано в данном исследовании, 40% россиян считают, что если бы у них внезапно появились крупные суммы денег (наследство, выигрыш в лотерею и т.п.), то они направили бы их на приобретение квартиры и еще 15% - приобрели бы коттедж, причем часть их хотела бы иметь и квартиру, и коттедж. Более того, как это ни парадоксально, но даже при наличии средств из тех, кто оценил свои жилищные условия как плохие, только 60% реально хотели бы их улучшить за счет приобретения новой квартиры, и 17% – за счет покупки коттеджа или одновременно и квартиры, и коттеджа. Таким образом, максимальная доля населения – иметь новое жилье – это примерно половина россиян. Однако данное обстоятельство не означает их готовности идти на реальные жертвы для выплаты кредитов за квартиру.

Более того, основная масса желающих приобрести квартиру в случае, если им «с неба упадут» необходимые средства, принадлежит к слоям с низкими и средними доходами. Это говорит о том, что даже дополнительный к тем 15%-16%, о которых говорилось выше, потенциальный спрос на квартиры в большинстве своем является неплатежеспособным. Наибольший спрос на квартиру предъявляют арендаторы жилья, для которых ее приобретение не только необходимость, но, и экономически оправданный шаг. Однако именно им сложнее всего получить кредит банка.

Представители населения, которые при создании соответствующих условий (выработка более адекватных критериев предоставления кредитов, гибкость сроков, снижение процентов, отказ от поручителей, снижение первоначального взноса и т.д.) могли бы претендовать на получение ипотечных кредитов, составляют лишь 8% тех, кто не удовлетворен своими жилищными условиями и считает их «плохими», т.е. чуть более одного процента всех россиян (!). Если же добавить к ним тех, кто хотел бы улучшить свои жилищные условия, но не потому, что считает их плохими, а из других соображений, то эта цифра вырастет еще на 5%-6%. Это значит, что с учетом возникающих по мере развития ипотеки дополнительных возможностей (социальная ипотека, понижение процентной ставки и т.д.), реально использовать ипотечные кредиты в ближайшем будущем смогут порядка 7%-8% россиян, но никак не треть населения страны.

При всем огромном значении развития ипотеки для крупных городов, решить наиболее острые проблемы, которые стоят сейчас в жилищной сфере, ипотечное кредитование явно не способно, и рассматривать его как основной способ решения жилищной проблемы россиян в обозримом будущем вряд ли оправдано.

Если отвлечься от дополнительных возможностей, предоставляемых ипотекой, то, судя по данным исследования, доля тех, кто за последний год за счет собственных средств осуществил строительство или покупку жилья, составляла всего 4% населения. Причем лишь каждый десятый из них использовал эти возможности для приобретения второго жилья (таким образом, доля «инвестиционных» квартир по стране в целом не превышает 10% рынка, хотя в отдельных регионах типа Москвы может быть и больше). Более того, учитывая, что обеспеченность метражом такого рода инвесторов по основному месту жительства не так уж велика (половина из них имеет не более 18 кв. м на человека), это, как правило, не столько собственно инвестиции, сколько опережающая реализация будущего спроса, т.е. покупка для подрастающих детей квартиры «на будущее» пока есть необходимые для этого средства. Ввести запретительные налоги для такого рода покупателей - значит перекрыть канал решения жилищных проблем следующего поколения россиян даже у тех слоев, которые пока еще в состоянии это делать самостоятельно, и, одновременно, затормозить формирование цивилизованного рынка аренды жилья.

Важно подчеркнуть, что государство жилой фонд для сдачи его в коммерческий найм практически не строит, а среди частных лиц второе жилье не так уж часто сдается в аренду. Во всяком случае, судя по данным наших исследований, в последние три года лишь 10%-15% всех имеющих второе жилье использовали его для получения доходов от сдачи в наем.

Тот факт, что распространенная в Московском регионе практика извлечения доходов от игры на рынке недвижимости ни в коем случае не может быть экстраполирована на страну в целом ни в части приобретения «инвестиционных» квартир, ни в части получения доходов от сдачи своего жилья в наем. Это подтверждают и данные исследования – лишь 2% всех опрошенных указали доходы от принадлежащей им собственности в числе трех основных источников доходов их семей. Может быть, небольшой процент «арендодателей» из числа собственников второго жилья станет понятнее, если учесть, что почти для каждого третьего из них второе жилье – это дом в сельской местности, сдать который в аренду в большинстве регионов страны довольно сложно, около 15% – в качестве второго жилья имеют комнату, и только чуть менее половины в качестве второго жилья имеют отдельную квартиру, причем у подавляющего большинства это квартиры в областных центрах и «малых городах».

Покупка или строительство жилья – не единственный способ качественного изменения жилищных условий. Так, улучшают свои жилищные условия россияне вдвое чаще, чем покупают или строят жилье на собственные средства. В целом за последние 3 года 7% россиян удалось улучшить свои жилищные условия.

Печально, что в 2003г. этот показатель был вдвое больше и составлял 14% всех опрошенных, в 2005 г. – всего 10%, а в 2006г. – 7%. Таким образом, вопреки предпринимаемым государством усилиям динамика в этой области имеет четко выраженный негативный характер. После улучшения своих жилищных условий 60% –имеют не более 18 кв. м на человека, в том числе каждый пятый – менее 12 кв. м., так что о решении жилищной проблемы применительно к этой относительно благополучной категории граждан нужно говорить с осторожностью.

Что пытается сделать российское государство в сфере жилищной политики, и как к этому соотносятся наши соотечественники?

Как показало исследование, 47% населения страны считает, что за время президентства В. Путина ситуация в этом направлении никак не изменилась, 42% –ухудшилась. Среди тех, кто за последний год улучшил свои жилищные условия, доля ответивших, что общая ситуация в жилищной сфере ухудшилась, составила  60% (!). А ведь эта категория может рассматриваться как группа экспертов в данной области. Видимо, на их мнение повлияло столкновение с трудностями при сборе и оформлении документов для получения права собственности, повлекшее за собой не только потерю времени, но и дополнительные материальные затраты, а также быстрый рост стоимости жилья в последние годы.

Какие пути предлагает Правительство Российской Федерации для решения жилищной проблемы? Почему население оценивает результаты предпринимаемых усилий скептически? Как известно, основным решением жилищной проблемы является ипотека. В послании к Федеральному собранию в 2005г. Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могла бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.

Судя по данным исследования, за последние три года всего 1% россиян воспользовался ипотекой. Еще 2% – готовы в ближайшем будущем воспользоваться этой услугой (причем пятая их часть собирается брать ипотечный кредит у частных лиц, т.е. налицо принципиальное непонимание сути ипотечного кредитования даже у проявляющей к нему интерес части населения). Желающие взять ипотечный кредит проживают в основном в областных городах, и, в меньшей степени, в районных центрах. Половина их относится по своему уровню жизни к нижним 4 стратам, т.е. ни о каком ипотечном кредите по определению думать не может, поскольку относится к малообеспеченным слоям населения, которым с трудом хватает средств на текущее потребление.

Таким образом, основная причина, по которой ипотека не способна достичь намеченных Президентом рубежей – это не только отсутствие у заявленной трети населения четко выраженной потребности решения своей жилищной проблемы, но и невозможность получить ипотечный кредит для значительной части тех, кто все-таки проявляет интерес к этой проблеме.

Как показало исследование, лишь треть россиян имеет какие-то сбережения, и не более 6% – достаточные сбережения для внесения первого взноса за «ипотечную» квартиру. У последних жилищный вопрос практически решен. Они в большинстве своем проживают в 3-х комнатных квартирах или в собственном доме со всеми коммунальными удобствами, где обеспеченность метражом превышает 15 кв.м. на одного члена семьи. Да и среди тех, кто имеет хотя бы небольшие сбережения, 85%-87% проживают в отдельном жилье и имеют свыше 12 кв. м на человека. Не случайно 91% из них оценивает свои жилищные условия как хорошие или удовлетворительные, т.е. вряд ли представители этой группы массово пойдут на жертвы, которые требует от них ипотечный кредит.

Сдерживает развитие ипотеки и тот факт, что 27% россиян и так уже имеют различного рода невыплаченные кредиты в банках и долги, и дополнительные кредиты они просто не в состоянии отдавать. В большинстве своем в этой группе населения на одного члена семьи приходится от 10 до 15кв.м.

Сказывается на перспективах развития ипотеки и ощущение у россиян нестабильности социально-экономической ситуации в стране, несмотря на все кажущееся ее благополучие. Россияне не уверены в прочности своего материального положения: 25% населения в ближайшие годы ожидает ухудшения своей личной ситуации (причем этот показатель с точностью до процента совпадает с тем, как оценивали свои перспективы россияне в достаточно тяжелом 1995г.[2] с его массовыми невыплатами зарплат, спадом производства и т.д.), и лишь 32% – надеется на его улучшение (что даже меньше, чем одиннадцать лет назад, когда оптимистичный личный прогноз давали 35%). Думается, что такой скепсис россиян в отношении своего будущего в условиях хороших показателей экономического роста, повышения реальных доходов населения и т.п. объясняется генерируемым социальными реформами чувством нестабильности и непонимания вновь поменявшихся «правил игры».

Согласно данным, полученным во время опроса, наше население в своей основной массе пока не в состоянии потянуть такую услугу как ипотечное кредитование, несмотря на то, что формирование рынка ипотечного жилищного кредитования считается одной из приоритетных задач Правительства Российской Федерации.
В будущем, в случае заметного роста заработной платы и появления чувства стабильности, относительного благополучия, а также снижения процентной ставки по ипотечному кредиту, ситуация, возможно, изменится
. Однако, не только о трети населения, использующего ипотеку, но и о показателе в 15% в этой области к 2010 году говорить не приходится.

Насколько россияне осведомлены об альтернативных способах решения своих жилищных проблем и изменениях в новом Жилищном Кодексе, вступившем в действие с 1 марта 2005 года. Как показало исследование, лишь 48% россиян информированы об этом факте. Большинство опрошенных заявляют, что не в курсе существования этого кодекса. В самых образованных группах доля осведомленных об этом нововведении не превышает двух третей.

А между тем, новый Жилищный Кодекс вносит в законодательство ряд серьезных изменений. Рассмотрим некоторые из них.

Приватизировать свое жилье смогут теперь только те россияне, кто получил его до 1 марта 2005 года. Если квартира получена по договору социального найма после этой даты, то перевести ее в собственность бесплатно будет невозможно. Учитывая, что около 15% населения до сих пор не имеет никакого отдельного жилья, и еще каждый  пятый проживает в неблагоустроенном деревенском доме, это означает дискриминацию значительной части россиян, постановку их в заведомо неравные стартовые условия с остальными потому, что они были по независящим от них причинам лишены права на приватизацию жилья.

По договору социального найма, для многих людей являющегося единственной возможностью улучшить свои жилищные условия, право на улучшение жилищных условий по новому Жилищному Кодексу получают только малоимущие граждане, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 8 кв. м. (сейчас в России доля такого населения составляет 7%), а также представители некоторых других категорий населения (жители аварийного жилья и т.д.). При этом, согласно рекомендованной Правительством для этих целей методике выделения малоимущих, очень многие россияне, реально нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не имеющие возможности приобрести жилье самостоятельно, право на постановку в очередь на получение жилья утрачивают, а возможность взять ипотечный кредит не приобретают. Однако хуже другое – и то жилье, которое они имеют, также будет все больше ветшать, т.к. они должны теперь полностью оплачивать все расходы по его ремонту за свой счет, а почти две трети населения не имеют необходимых для этого ресурсов.

В случае если квартира не приватизирована, а наниматель и члены его семьи более 6 месяцев не платят за квартиру и коммунальные услуги без уважительной причины, их через суд могут выселить в общежитие из расчета 6 кв.м. на человека. В то же время долги по квартплате даже до начавшегося резкого роста стоимости услуг ЖКХ стабильно имели около 7% населения страны (т.е. около 10 млн. человек).

Список нововведений, затрагивающих интересы многих групп населения, может быть продлен, но и из сказанного понятно, почему 61% россиян полагают, что изменения, вносимые новым Жилищным Кодексом, коснутся их лично и их семей, и будут негативными.  Надежду на улучшение своих условий проживания связывают с принятием нового Жилищного Кодекса лишь 6% россиян. В целом считают эту реформу правильной, но боятся ухудшения своего положения 18% участников опроса, в основном представляющих среднедоходные группы. А вот люди с высокими доходами чаще считают данную реформу вредной по своим последствиям для всех.

Как показало исследование, новый Жилищный Кодекс воспринимается во всех группах россиян, прежде всего, как угроза, посягательство на одно из важнейших прав человека – право на жилье, причем чем выше уровень образованности и информированности граждан о нововведениях, тем скептичнее они относятся к инновациям в жилищной политике российского государства.

Кто же, по мнению наших граждан, должен иметь право на получение бесплатного жилья, и как это соотносится с новыми нормами, вводимыми Жилищным Кодексом?

Как видно на рисунке 51, только 2% россиян считали в 2006г., что государство никому не должно предоставлять бесплатное жилье, и этот показатель остался таким же, как и 15 лет назад. При этом, лишь 47% населения выделили  в качестве группы, имеющей право на такое жилье, «бедные семьи», хотя в соответствии с законодательством государство отдало приоритет получения бесплатного жилья именно им. Более того, при значительном росте доли тех, кто считал, что различные категории людей должны иметь право на бесплатное получение жилья (в 1,5–2 раза), число полагающих, что право на бесплатное жилье должны иметь в первую очередь малоимущие, даже незначительно сократилось. Таким образом, не бедность сама по себе, а объективные препятствия, мешающие заработать на улучшение своих жилищных условий – вот что является для россиян главным основанием требовать от государства поддержки в этой сфере. Не случайно две трети населения России считают, что правом на получения бесплатного жилья должны обладать многодетные семьи и сироты, т.е. те, кто лишен жилья, явно не сможет на него сам заработать и находится в зоне высокого риска. Такая позиция россиян вполне соответствует национальным интересам, откликается на задачи улучшения демографической ситуации и сокращения базы криминалитета среди молодежи, и является, при этом, вполне «адресной». То есть, население демонстрирует в этой области бóльшую готовность «мыслить по-государственному», чем само государство.

Рисунок 51

Динамика взглядов россиян на то, какие категории граждан должны иметь право на предоставление им государством бесплатного жилья за 1991-2006гг., в %[3](допускалось несколько ответов)

С этой точки зрения можно объяснить и то, что 57% респондентов сочли необходимым оказывать господдержку в этой области молодым семьям. Пока, согласно подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», для молодых семей предусматривается только сниженная процентная ставка по ипотечному кредиту. Для решения жилищных проблем в молодых семьях государство планирует привлекать дополнительные финансовые средства из внебюджетных источников, доступ к которым сильно различается по регионам. Учитывая, что в настоящее время в данной категории преобладают люди, являющиеся квалифицированными рабочими, специалистами с высшим образованием и служащими (офисные работники, технический персонал), для многих из них даже льготная ипотека будет непосильной ношей, хотя именно эта часть населения предъявляет повышенный спрос на ипотеку и активнее других мечтает об отдельном комфортном жилье.



[1] На рисунке не указаны оценившие свои жилищные условия как удовлетворительные.

 

[2] Для сравнения использованы данные исследования РНИСиНП «В каком обществе нам жить», проведенного в 1995г. по общероссийской репрезентативной выборке численностью 1462 человека.

[3] Для сравнения за 1991г. используются данные исследования «Омнибус ВЦИОМ 1991-13», проведенного по общероссийской репрезентативной выборке.

<<назад  

оглавление

дальше>>



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)