Молодежь новой России: ценностные приоритеты

<< назад

оглавление

>> дальше

7.1. Морально-нравственные ценности молодежи (продолжение)

На уровне личной практики респонденты активно осваивают добрачные сексуальные отношения – 53% молодежи и 29% представителей старшего поколения. Обратим внимание, что сегодня много говорится о широком распространении именно в последние годы добрачной сексуальной жизни. Логично было бы ожидать, что в советский период, когда государственная идеологическая машина работала на воспроизводство морально-нравственных норм, в стране «секса не было». Однако, как видно из полученных данных, немало респондентов, чья молодость пришлась как раз на это «заповедное» время, добрачные сексуальные отношения хотя бы в порядке «пробы» практиковали (см. рис. 7.8).

Отношение к моральному запрету на добрачные сексуальные отношения особенно показателен и при сравнении данных настоящего исследования с данными аналогичного опроса десятилетней давности. Судя по ним, за прошедшие десять лет существенных изменений в том, как молодежь ведет себя в сексуальной сфере, не произошло, доля тех, кто вступал в сексуальные отношения до брака, не изменилась. И это на фоне активного муссирования в СМИ и обыденных разговорах проблемы сексуальной распущенности нынешнего поколения.

Другими словами, мы имеем дело с явным несоответствием восприятия обществом проблемы и ее реального состояния. Если в советское время она замалчивалась, и сами граждане делали вид, что такой проблемы не существует, то сегодня, напротив, проблема деградации и распущенности молодежи приобретает небывалый размах на уровне обсуждений, но на самом деле никаких сколько-нибудь заметных изменений в этой сфере не происходит.

Не происходит и тотальной либерализации отношения молодежи к наркотикам – сегодня, как и десять лет назад, доли тех, кто заявляет, что сам их пробовал или не осуждает за их употребление других, составляют, соответственно, 10% и 8%.

 

Рисунок 7.8

Отношение к аморальным и неэтичным поступкам** молодежи и представителей старшего поколения, %

** На вопрос «Приходилось ли Вам…?» можно было дать один из следующих ответов: «да, часто», «редко (только пробовал)», «сам этого не делал, но других за это не осуждаю», «нет, противник подобных действий», «не хочу отвечать на вопрос».

 

Более того, по ряду позиций – отношению к гомосексуализму, использованию секса в корыстных целях, уклонению от налогов, курению, употреблению крепких спиртных напитков – зона распространения моральных запретов даже расширилась (на 2%- 8%) (см. рис. 7.9).

 

Рисунок 7.9

Динамика отношения молодежи к аморальным и неэтичным поступкам,  %

 

Итак, судя по всему, пессимистичные диагнозы морального разрушения российского общества все же преждевременны, далеко не соответствуют действительности. Обеспокоенность людей состоянием морально-нравственными проблемами, которую россияне сегодня демонстрируют – это, как представляется, не столько констатация некой неизлечимой утраты корней и традиций, сколько, напротив, признак того, что общество и его граждане осознают необходимость морального и нравственного выздоровления общества, а значит, готовы встать на этот путь.

В то же время, очевидно, что без помощи государства такое возрождение невозможно – это признают более половины молодежи (57%) и еще больше (75%) людей старшего возраста. Гораздо меньше тех, кто уверен, что мораль и нравственность являются сугубо частной компетенцией, в которую государство вмешиваться не должно (42% среди молодежи и 24% среди людей старшего возраста). Очевидно, что молодежь традиционно гораздо больше склонна надеяться на собственные силы и демонстрировать независимость от кого бы то ни было, в том числе и от государства. Однако в ситуации, когда общественная мораль находится хотя и не в коллапсе, но переживает далеко не благополучные времена, среди молодежи основные надежды на ее укрепление связываются сегодня с российским государством (см. рис. 7.10).

Рисунок 7.10

Суждения молодежи и представителей старшего поколения о роли государства в регулировании сферы морали и нравственности,  %

Причем чаще других к государству в этом вопросе апеллирует «старшая молодежь» в возрасте 24-26 лет (59% при 51% среди 17-19-летних опрошенных) и представители молодежи, проживающие в небольших городах и в сельской местности (58%-59% при 47% в мегаполисах).

В целом можно констатировать, что вынужденные приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни, многие россияне, особенно молодежь, заметно «преуспели» в искусстве обходить нормы, диктуемые им обществом и государством. Молодое поколение действительно несколько отстает от старшего по включенности в морально-нравственный контекст жизни нашего общества, относясь ко многим вещам несколько легче, без излишней рефлексии. Однако традиционные ценности и смыслы, нормы обыденные, правила человеческого общежития по-прежнему актуальны для наших сограждан, в том числе молодежи. По ряду вопросов позиция юных россиян достаточно близка к общепринятой, а по части норм семейных отношений они даже более требовательны, чем поколение «отцов».

<< назад

оглавление

>> дальше


полная версия страницы

© 1998-2017. Институт социологии РАН (http://www.sociology-institute.ru)