Институт социологии
Российской академии наук

Почему возможны «двойные стандарты»?

Почему возможны «двойные стандарты»?

Т.З. Адамьянц

Такой вопрос неминуемо возникает в свете событий на Украине и особенностей их интерпретирования большинством украинских и западных СМИ. Понятно, что первопричина таких действий связана с политическими интересами. Но как возможно искажать значения очевидных фактов и смыслы общепринятых, общечеловеческих норм и ценностей? Ни один политик и ни один журналист, находясь в здравом уме, не отважится на действия, поступки и утверждения, ставящие под вопрос степень его разумности. В таком случае если то, что мы наблюдаем, не массовое лишение разума (хочется надеяться, что это не так), то есть ли некие научные или этические опоры, позволяющие нелогические и странные выверты сознания?

Такой опорой служат идеи постмодернизма и развившиеся в его рамках  современные герменевтические концепции, декларирующие множественность и личностный характер смыслов. Согласно этим концепциям, смысл возникает не столько в процессе создания текста (произведения, закона, общепринятой нормы), сколько в процессе его «потребления». По мнению постмодернистов, текст видоизменяется при каждом новом прочтении и толковании; отсюда вывод – смыслов может быть неизмеримо много. Исследователей постмодернистского толка не интересует ни авторская личность, ни  его интециональность; модным стал термин «смерть автора». Так, представители «идеологического направления» в рамках постмодернизма утверждают, что текст пишется общественными силами эпохи, другие же – деконструктивисты – говорят, что текст создается последующими интерпретациями.

…Перед нами оправданная научными концепциями возможность произвольных трактовок и приписывания новых  значений и смыслов каноническим текстам, авторским произведениям, историческим событиям, реальным фактам. Идеи постмодернизма  в настоящее время «правят бал» в научных направлениях, связанных с коммуникацией, педагогикой, журналисткой, культурой, искусством, в том числе в нашей стране. Например,  качество образовательных мероприятий в сфере коммуникации и, соответственно, качество одной из важнейших характеристик менталитета современных учащихся в межгосударственных исследованиях, в которых участвует и наша страна, проверяется на основе герменевтических методов и подходов (имеются в виду программы PRILS, PIZA, на реализацию которых выделяются большие средства). Понимание связывается здесь с возможностью использования текста в практических, прагматических целях, а не с тем смыслом, который вкладывал автор в текст при его создании.

В противоположность идее множественности смыслов, в семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации  смысл (целостного, завершенного коммуникативного акта) константен. Множественность смыслов и значений (относительно воспринятого текста, произведения и т.д.) характерна только для личностных «картин мира», что естественно, закономерно и объяснимо, учитывая факт уникальности и неповторимости каждого человека.

Адекватное восприятие связано с пониманием константного смысла (при праве не согласиться с ним). Поскольку процентная составляющая числа людей, способных к адекватному восприятию, гораздо меньше, чем тех, кто такими навыками не обладает, существует обширнейшее поле для манипуляций, обманов, и необоснованных фантазий недобросовестных политиков, журналистов и авторов. На этом легковерном, внушаемом и некритичном поле несложно собирать желаемые дивиденды, тем более что есть научные концепции, которые этому не препятствуют…     

Центр тяжести современных социальных процессов, от самых мелких до мировых, сегодня как никогда связан со сферой разума, с умением людей адекватно понимать и интерпретировать – события, тексты, автора, друг друга при общении и взаимодействии. «…Правильная (адекватная) интерпретация коммуникативной интенции партнера, а не вариативная открытая система толкований, когда добиться единственно правильной интерпретации невозможно, представляется … моментом весьма существенным в обеспечении успешного межкультурного общения и даже выживания людей и человеческих сообществ… Недооценка колоссальных этических, эстетических, социально-экологических, экономических, гражданских и иных потерь, связанных с распространившейся «модой на разночтения», социально опасна».

Выше была приведена цитата из последней статьи Т.М. Дридзе, автора семиосоциопсихологической концепции. Увидеть эту статью опубликованной она не успела, оставив в качестве научного предостережения, которое, к сожалению, начинает сбываться.

В заключение – оптимистическая нота. Как показывают  эксперименты (пока немногочисленные), навыки адекватного восприятия в результате специальных обучающих мероприятий поддаются совершенствованию, а это означает реальные возможности для расширения сферы разума и разумности.



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: