О.Н. Яницкий О пользе дворников

О.Н. Яницкий О пользе дворников

О.Н.Яницкий (Институт социологии РАН)О пользе дворников (реплика О.Н. Яницкого)

Слушаю 25 января в 7.10 утра по Эху Москвы интерактив по поводу предложения студентам подрабатывать во время кризиса дворниками, сделанного им недавно некоторыми нашими VIP-персонами. И наше, «самое умное» радио, о том же. Спрашивает: не помешает ли вам, студентам,  поработать дворниками? Заманчиво, конечно. Но по сути это означает перекладывание государством своих обязанностей на плечи граждан.

Сейчас надо срочно готовить смену молодых людей, способных включиться в модернизацию страны, делать это как можно быстрее. И не на словах, а на деле. А об адресной поддержке студентов, льготах для молодежных научно-производственных коллективов что-то ничего не слышно. Все больше о банках и корпорациях. Или я что-то пропустил?

Именно сейчас надо не дворниками работать или подрабатывать, а доучиваться и переучиваться. Правильно говорят наши самые прозорливые бизнесмены: после кризиса страна будет другой. Так что если уж «дворниками», то современными, разрабатывающими эффективные системы утилизации мусора и отходов производства. А еще лучше – думать, чтобы этих отходов не было совсем. У нас дефицит не рук, а мысли. Если же цеха временно стоят или недогружены, то персонал-то их может обучать молодых! В советские годы в Физтехе и на ЗиЛе была введена система, соединяющая производство и обучение. Если не ошибаюсь, то еще в 1960 г. именно на ЗиЛе при активной поддержке и соучастии преподавателей Московского автомеханического института (ныне Московский государственный индустриальный университет) был создан первый в стране завод-втуз. Вот что нужно возрождать и развивать. Но это должно делать государство, а не дворники-поденщики. И малый бизнес при участии студентов может развиваться при этих временно простаивающих предприятиях. Проф. В.Е. Гимпельсон (ГУ ВШЭ) на Эхе Москвы, говоря о ситуации на рынке труда, совершенно правильно сказал, что даже он, в этом элитарном учебном заведении, должен «инвестировать» свои знания в окончивших этот вуз, чтобы они стали полноценными работниками. Значит, стратегия не в пополнении армии «дворников», а в создании системы, органично соединяющей обучение и будущую профессию. Давно уже известно, что лучшее обучение это обучение «в процессе» труда, научного или производственного.

Обсуждаем в форуме.



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)