О.Н. Яницкий. Российская элита эпохи кризиса

О.Н. Яницкий. Российская элита эпохи кризиса

О.Н. Яницкий (Институт социологии РАН)Яницкий О.Н, Институт социологии РАН. Российская элита эпохи кризиса.

 

1. Результаты  восьмого ежегодного рейтинга российской элиты, проведенные в конце декабря по заказу ИД «Коммерсантъ» независимо друг от друга ВЦИОМом и «Левада-центром», показались мне шокирующими. Скажу сразу: я не говорю о тех, кто по положению должен заниматься  проблемами кризиса – о том, насколько их действия  были эффективны, можно будет судить позже.

2. Показателен относительно высокий рейтинг (12–17%) министра по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. Это действительно в наше время необходимая и эффективно работающая организация. Но ее задача – спасать и помогать, когда что-то чрезвычайное уже случилось, а не предсказывать, не строить прогнозы и сценарии  развития общества.

3. Отмечу только, что и этих, официальных публичных политиков в списке из 100 персон очень мало – не более 15 человек. Причем если первых лиц государства мы видим на экране ежедневно, то, например, губернаторов – очень редко. А чтобы региональные фигуры еще и высказывались на государственных телеканалах по злободневным вопросам кризиса и предлагали какие-то стратегии выхода из него, вообще не припомню. На той же странице газеты размещена информация о том, что глав регионов только еще собрали на антикризисный совет.

4. Если посмотреть рейтинг поименно, то очевидно, что российское общество сжалось до зрительской аудитории государственных каналов. Что думают люди о кризисе за их пределами, понять невозможно. Получается такой «вечный двигатель»: тех, кого государственные каналы показывают, тех опрошенные и называют. Я совсем не против юмора, но при кризисе он уместен тогда, когда он представляет собой «работу над ошибками». Если же это чистая развлекаловка, то она может лишь повысить градус социальной напряженности.

5. А вот тех, кого во всем мире называют публичными политиками, то есть людей, которые должны бы определять политический и социальный дискурс российского общества, фигур, начиная от В. Познера и Л. Шевцовой и до А. Ципко или Е. Гонтмахера, в списке вообще нет. Нет и наших ведущих специалистов по проблемам элиты – О. Гаман-Голутвиной и О. Крыштановской. Видимо социальная аналитика структуры российской элиты – вещь непопулярная, а потому и не востребованная.

6. Ученых, которые во всем мире активно участвуют в формировании этого общественного дискурса, тоже всего два – Ж Алферов и С. Капица. Реальных публичных фигур, играющих ту же роль, тоже очень мало – врач Л. Рошаль и актриса Ч. Хаматова. Значит, помощь и милосердие тоже у телеаудитории не в почете. Нет педагогов (хотя только что прошел всероссийский конкурс), нет инженеров, нет военачальников, то есть всех тех, кто представляет «реальный сектор» нашей кризисной экономики и общественной жизни. А ведь думать о ее модернизации необходимо именно сейчас.

7. Нет и тех, кто во всех странах, в том числе и раньше в России, в критические моменты представлял интересы гражданского  общества: лидеров профсоюзного, общественных и молодежных движений. Сегодня даже трудно себе представить, чтобы в стране был, например, лидер студенческого движения за модернизацию экономики или фигура, выражающая интересы «простого народа». А ведь делать это придется именно им. Да, есть единичные представители гражданского общества (те же Рошаль и  Хаматова), но его лидеров, публичных фигур, выражающих его мнение, нет.

8. Кто же, если верить этому списку «VIP-персон 2008», будет определять выход из кризиса, в который нас ввергла мировая закулиса? Как пишет А. Алексеев, «Основные способы, которыми можно попасть в список всероссийской элиты, – занять очень высокую должность на государственной службе, добиться успеха в поп-культуре (вероятнее всего, в музыке), показать высокие достижения в спорте или стать лицом телепрограммы с высоким рейтингом» (Коммерсант, 26.12.08. С. 2). Как люди из теле-шоу будут «кризисными менеджерами», я себе плохо представляю. Особенно когда ученый и пародист (юморист) по популярности находятся практически рядом.

9. Если считать, что массовые опросы являются «зеркалом» общественных настроений, то граждане РФ делятся на три перекрывающиеся группы: подавляющее большинство жаждет развлечений и зрелищ, другие верят, что телеведущие говорят им правду, а третьи, которых подавляющее большинство убеждено, что два человека, облеченные высшей властью, все решат за них и для них. Полная телезависимость?

10. Последнее также означает, что телесмотрящие не хотят думать. И это, на мой взгляд, самый тревожный результат этого всероссийского опроса. Если среди ста VIP-персон 2008 г. 15 певцов и 7 телеведущих (не аналитиков и комментаторов, а именно телеведущих), то это явный признак нежелания размышлять. А если прибавить к ним попавших в список композиторов, певцов, актеров, балерин, модельеров и спортсменов, то в совокупности они составят почти треть тех, кого население, если верить этому опросу, считает российской элитой сегодня. Как бы это песенно-танцевальное настроение не обошлось нам слишком дорого.

29.12.08

Предлагаем обсудить статью в форуме

 



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)