Институт социологии
Российской академии наук

Объект исследования – в шаговой доступности (начинающему социологу)

Есть молодые социологи, которые хотят что-то поисследовать самостоятельно, а денег нет. И вот приходится искать покровителя, а у него – свои интересы и т.д. Да, сейчас с финансами вообще трудно. Но есть выход: чаще оглядываться по сторонам, слушать радио и смотреть телевизор. И, конечно, использовать свой ай-фон по прямому назначению.

Вот большие дяди-социологи придумали метод сценарирования: по какому сценарию пойдет развитие того или иного события. Сначала я подумал: а мне-то зачем? Все равно на большое исследование денег никто не даст. А потом выглянул в окно и обомлел: вот он, готовый «сценарий», и никаких грантов не нужно! Судите сами: из окна я вижу территорию детского сада, а на ней – 5 сухих деревьев качается, и никому нет до этого дела! Ни родителям, ни администрации детсада. А деревья-то уже не первый год стоят и качают головами! Так это же готовый сценарий: порыв ветра, ветка отломилась и поранила ребенка, крик, шум, полиция, репортеры, «ахи» и «охи» по радио и ТВ. Потом: кому-то выговор, а кто-то уволен и т.д. Ну чем не готовый сценарий? А, главное, все при деле: и власти, и администрация, и СМИ…

А вот другой кейс, он же – сценарий. Мигранты в Москве. Вы опять скажете: так ведь, этой проблемой серьезные мужи занимаются, целые подразделения и даже институты. А еще – государственные службы. К. Маркс, которого наши социологи теперь как огня бояться, а западные – продолжают считать одним из выдающихся социологов мира, как-то сказал: «Воздух города делает человека свободным». Но это было более 100 лет тому назад. А сегодня? Да, маленький и даже большой город «освобождается» от людей, необходимость заработка гонит их в Москву, С. Петербург и в еще несколько крупнейших городов страны. Так пойдите и поговорите с этими людьми. Я, например, уже в течение последних 5 лет через день беру мини-интервью у продавцов и кассиров в ближайших магазинах. Уверяю вас, эти люди охотно расскажут вам о своей кочевой жизни: две недели здесь – две недели там, дома, в деревне под Липецком или Тамбовом. Такая вот «карусель», но на вполне законных основаниях. Спрашивается, зачем им Москва или тот же Липецк? Ведь они ни здесь – ни там! Здесь – никакого включения в жизнь столицы: работа-сон-работа. И там эти «гостевые» мамы и папы тоже мало что успевают. 

А вот и третий, для начинающего социолога, самый главный. «Сидеть» в социальных сетях – это, конечно, увлекает, но для нашей профессии почти ничего не дает. Не дает, потому что студент или аспирант общается с себе подобными. Да, что-то можно узнать или найти нужное или интересное именно сейчас, сегодня, но по существу это – переливание из «пустого в порожнее». Никакого приращения собственного интеллекта в таком общении не происходит. Приращение знания происходит только в процессе общения с ведущими учеными-социологами, причем неважно, какой они специализации. Просто обычные «лекции» мало, что дают. Есть прикладное (инструментальное) знание, которое можно сегодня или завтра пустить в дело, а есть люди, общение с которыми дают молодому человеку представление о том, как устроен современный мир и куда он движется. Прикладное знание и понимание – не одно и то же. Во всяком процессе обучения есть «поводыри», а есть и те, кто указывают направление развития событий. Нужны и те, и другие. Но сегодня, в век глобализации и всеобщего ускорения, самое главное – понять, куда мы движемся. Был такой выдающийся физик, академик и Нобелевский лауреат Л.Д. Ландау. Когда он находился в Институте, он не сидел за столом, а все время ходил по коридору и обсуждал и обсуждал насущные проблемы со своими учениками. Прошло более полувека, а его ученики с благодарностью вспоминают эти коридорные «научные» прогулки до сих пор. А вчера, на первом заседании новой Государственной Думы, другой человек, депутат и тоже Нобелевский лауреат акад. Ж. Алферов процитировал слова Сани Григорьева из романа В. Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

Яницкий О.Н. 06/10/2016



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: