Институт социологии
Российской академии наук

Триединство социального пространства

Все-таки удивительная программа «Родительское собрание» на Эхе Москвы! Каждый раз что-нибудь подбросит такое, что обязательно хочется прокомментировать. Но сначала отвечу на вопрос, который мне часто задают коллеги-социологи: Что ты, Яницкий, вроде бы серьезный научный работник, а так часто цитируешь журналистов? Известно же, что журналистика – это «вторая древнейшая профессия»!

Нет, не согласен. Да, есть такие, которые все переврут (или наврут с три короба) и никогда не ответят за свои слова. А есть те, которые ежедневно рискуют своей жизнью. А есть и те, наблюдения или анализ которых стоит гораздо больше, чем груды околонаучных статей. Напомню, что часть социологов вышла из журналистики, точнее, из репортеров, в том числе криминальных репортеров. Напомню также, что Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой считали, что газеты надо читать обязательно. Наконец, мало кто знает, что свои знаменитые романы Ч. Диккенс писал в форме коротких главок, публикуемых в газетах. А многотомные собрания его сочинений стали выходить уже после его смерти. Поэтому есть, как минимум, три вида журналистики: пропаганда, репортаж и аналитика.

А теперь, о каком именно триединстве идет речь? – О триединстве нашей жизни, ее изучения и образовательного процесса. В педагогике есть понятие «единства образовательного пространства». На мой взгляд, чрезвычайно важное для нас, социологов, понятие. Поэтому, если школьный или вузовский педагог не просто «информирует» или «натаскивает» свих учеников, а готовит их к жизни, значит, педагог должен иметь представление о том, как эта жизнь устроена! А устроена она таким образом, что все в ней переплетено и взаимосвязано. Значит, нельзя просто вырвать некий «предмет» обучения или исследовательского процесса из его контекста. Вы же, когда выходите из дому, совершаете массу подготовительных операций (слушаете сводку погоды, смотрите на часы, проверяете, выключены ли электроприборы и т.д.). Это и есть повседневный контекст вашей жизни, ежедневный, недельный или «перспективный». Значит, жизненное пространство человека и общества в целом тоже ситуативно, контекстуально. Разве состояние мира или войны – это не важнейший социальный контекст нашей жизни? Или же – наличие товаров в магазине, их цена и качество? Или же – повседневная информационная среда, создаваемая теми же журналистами? И так далее.

Значит, искусственно делить это жизненное пространство на замкнутые «кусочки» (исследовательские или образовательные темы, программы, часы) можно только условно, всегда имея в виду тот локальный, национальный или глобальный контекст, в котором процессы исследования, обучения и самой жизни граждан находятся «здесь и сейчас», завтра, через год.

Вывод очень простой: надо постепенно подходить к процессам исследования и обучения системно, комплексно, сообразуясь с сутью и характером самого жизненного процесса. Иными словами, речь идет о двух принципиальных положениях: проблемно-ориентированном и междисциплинарном подходах. Дело такой перестройки – долгое, но начинать надо прямо сейчас.

И еще. В упомянутой программе «Родительское собрание» речь шла об итогах конкурса «Лучший школьный учитель 2016 года». И победители конкурса рассказывали о том, каковы были методы отбора. Классный час, мастер-класс, презентация, проведение родительского собрания и, наконец, написание эссе на заданную извне, весьма отвлеченную и почти философскую тему (все этапы конкурса я не запомнил) – согласитесь, процедура нелегкая. Интересно, наши молодые педагоги смогли бы пройти такой конкурс?

Яницкий О.Н. 10/10/2016



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: