Институт социологии
Российской академии наук

Нюхай и будь счастлив!

Нет, нет, речь идет вовсе не о наркотиках. Речь о весьма «гуманном» способе управления нашей активностью как потребителя, особенно актуальном в условиях кризиса. Но сначала – несколько слов о почти забытой социологией теме личности. Если очень кратко, то за последние два поколения в «архетипе» образа жизни личности произошли существенные перемены. Во-первых, сам термин личность куда-то пропал. Пишут все больше об индивиде. Во-вторых, если раньше семья, школа и трудовой коллектив играли существенную роль в формировании личностных качеств, то теперь эта функция почти целиком перешла к СМИ и социальным сетям. В-третьих, волна «кодификации» накрыла не только науку, но и нашу повседневную жизнь. Если человек, особенно пожилой или нездоровый не имеет навыка пользования бесконечными кодами, сайтами, паролями и лайками, то его жизнь становится чрезвычайно ограниченной. Я уже не говорю о том, что процесс «дигитализации» нашей жизни резко ослабил связь между старыми и молодыми.

А теперь – о самой проблеме. Она называется «сенсорный маркетинг». О ней сегодня рассказала вполне уважаемая российская радиостанция. Вы никогда не задумывались, какова рыночная стоимость вашего носа? А носов всего населения? А зря. Оказывается, через ваш, наш нос можно резко повысить объем продаж, о чем так пекутся наши либералы-экономисты. Весьма уважаемые ученые мужи выяснили, что придав, например, уличному кафе или торговой точке приятный запах натурального кофе, можно увеличить объем продаж на 10-20%. И так по всему ряду потребительских товаров, от повседневного спроса и до авто класса люкс. В последнем случае дело, конечно, не в запахе колес, а в привлекательном амбре от дешевой внутренней обивки автомобиля, если ей придать запах дорогой кожи. Я не шучу, 30% всей информации, получаемой человеком, зависит от его обоняния.

Итак, весь новейший процесс производства  потребительских товаров прост как огурец. Сначала все натуральные, привычные для человеческого носа запахи изводят под корень, мотивируя это необходимостью увеличения производства продуктов питания, лекарств и т.д. Потом  посредством тотальной химизации готовят для нас некоторый «едукт», уверяя, что он и есть, тот самый хлеб, колбаса, рыба и т.д. (даже наше телевидение недавно уже озаботилось тем, что же мы едим на самом деле). То есть нас сначала изолируют от запаха и цвета натуральных продуктов, затем химизируют его, а потом этому изделию придают натуральный вкус, и поэтому он хорошо продается. Вот это и называется «сенсорным шоппингом».

Естественно, что вся эта химизация потребительских товаров осуществляется за счет природных ресурсов, нефти, газа, древесины, чистой воды и т.д. Затем уже химизированный потребительский продукт «ароматизируют» под натуральный, то есть химизируют еще раз и продают. Ясно,  что много дороже, чем исходный натуральный продукт. Все довольны: и потребители, вдыхающие «забытый запах» прошлой жизни, и корпорации, и перекупщики, и сетевые магазины. Но и это не все. На хлебе, хлебобулочных изделиях и некоторых других продовольственных товарах массового спроса стоит строгое указание: употребить за 2-3 дня! Но почему же наши городские власти, устраивающие нам бесконечные праздники, не сделают простой вещи, которая им ничего не стоит: ведь в советскую старину всегда можно было купить полбатона и четверть черного хлеба?

P.S.  В качестве десерта – маленькое ЕГЭ для продвинутого социолога: E407; E 450; E 451; 452 (1);  E 262 (1); E 301; E 316; E331(III); E 621; E 124; E 250. Определите, пожалуйста, какой тип съедобного продукта был изготовлен с применением этих «вкусненьких» регуляторов, антиокислителей, усилителей, ароматизаторов и фиксаторов?   

Яницкий О.Н. 05/06/2016



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: