Институт социологии
Российской академии наук

Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса



Мареева С.В.
Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017. Т. 9. № 1. С. 88-104.
ISSN 2076-6297
DOI 10.17835/2076-6297.2017.9.1.088-104
РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=28847327

Размещена на сайте: 19.04.17

Текст статьи на сайте журнала: URL: http://hjournal.ru/files/JIS_9_1/JIS_9.1_6.pdf


 

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Мареева С.В. Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017. Т. 9. № 1. С. 88-104.

Аннотация

В статье на данных общероссийских репрезентативных исследований ИС РАН 2014-2016 гг. проведен анализ особенностей потребления среднедоходных слоев в условиях кризиса. Показано, что хотя в современном российском обществе среднедоходные группы составляют сегодня большинство, они при этом не могут быть напрямую соотнесены со средним классом в его классовой трактовке. При этом среднедоходные слои неоднородны между собой по многим признакам, в том числе и особенностям потребления. Их стандарт жизни остается достаточно скромным, хотя и заметно превышает стандарт выживания, а новые экономические условия привели к широкому распространению среди них практик экономии – прежде всего, на потреблении, затем – на отдыхе. Экономия достаточно серьезно повлияла и на инвестиции в человеческий капитал – образование и медицинские услуги (в большей степени экономия этого типа свойственна представителям нижней среднедоходной группы, чем верхней). Хотя представители средних слоев достаточно активно используют платные медицинские услуги (и относительно реже – образовательные), причиной этого заметно чаще является отсутствие или недоступность бесплатных аналогов, нежели поиск услуг более высокого качества, т.е. это для них в определенной степени вынужденный выбор. Обновление товарного набора средних слоев в условиях кризиса проходит не так активно, но их стандартные наборы товаров длительного пользования за последние два года все же достаточно заметно расширились – прежде всего, за счет относительно сложной техники, которую они постепенно переводят из разряда инновационной в состав расширенного набора. В этом плане верхняя среднедоходная группа успешно выполняет функцию инновационного потребителя.

Ключевые слова:

доходы потребление среднедоходные слои средний класс стратегии адаптации income consumption middle-income groups middle class adaptation strategy

Рубрики:

Социальная структура и стратификация
Социология повседневных практик



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: