От крестьянского мира к колхозам: как созревали предпосылки революционной катастрофы в русской деревне

От крестьянского мира к колхозам: как созревали предпосылки революционной катастрофы в русской деревне



Лурье С.В.
От крестьянского мира к колхозам: как созревали предпосылки революционной катастрофы в русской деревне // Журнал Сибирского Федерального Университета. Гуманитарные и социальные науки. 2018. Т. 11. №7. С. 1093-1104. (In English)
ISSN 1997-1370
DOI: 10.17516/1997-1370-0293
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330688

Размещена на сайте: 09.08.18

Текст статьи на сайте журнала URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/71769/Louri__.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 09.08.2018)



Ссылка при цитировании:

Лурье С.В. От крестьянского мира к колхозам: как созревали предпосылки революционной катастрофы в русской деревне // Журнал Сибирского Федерального Университета. Гуманитарные и социальные науки. 2018. Т. 11. №7. С. 1093-1104. (In English)
DOI: 10.17516/1997-1370-0293

Аннотация

Русская крестьянская картина мира строилась на взаимодействии и противодействии двух внутренних альтернатив: «мирской» (общинной) и государственной. Община, возникнув на Руси в XIII–XIV вв., заняла центральное место во всех сферах жизни крестьянина, став и самоуправляющимся автономным «миром», и экономическим институтом, и религиозным единством — церковным приходом. Да и само государство воспринималось крестьянами как большая община. В эпоху крепостничества община, юридически лишенная всякой защиты, в понимании крестьян становится единственным источником легитимности. Она, опираясь на присутствующий в сознании крестьян образ должного государства, борется за самоуправление и «черный передел» как справедливое землеустройство, и крестьянские бунты в России не затихают. Помимо малоземелья, частично смягчаемого только колонистским движением в восточные регионы Российской империи, продолжающимся напряжением между «миром» и государством, причиной революционизации крестьянской общины к XX в. стало определенное искажение ее приходского начала с заметным ослаблением религиозности крестьян, без которой «мирская» альтернатива превращалась в самоцель. И на крестьян рубежа ХIХ и ХХ вв. сильнее подействовала пропаганда провокаторов-революционеров, призывавших к насильственному «черному переделу». После 1917 г., приняв «черный передел» от безбожного советского государства, община утратила свой идеальный смысл, а баланс между мирской и государственной альтернативами в крестьянской картине мира был нарушен. В результате община, приняв в 1920-е гг. советское государство как свое, а государственный атеизм как «государственную религию», оказывается неготовой противостоять коллективизации. Впервые за века крестьяне не ожидают от государства враждебных действий, и именно тогда получают от него удар в спину

 

Ключевые слова:

русская крестьянская община церковный приход крестьянский бунт коллективизация russian peasant community church parish peasant riots collectivization

Оглавление

Рубрики:

Социология села



Возможно, вам будут интересны другие публикации: