Институт социологии
Российской академии наук

Харчевские чтения 2010 г.

Смотрите также:


2010

XII Харчевские чтения, 2 ноября 2010 г. «Понятийный аппарат социологической науки. Состояние, тенденции, проблемы»

Журнал «Социологические исследования» провел 2 ноября 2010 г. 12-е Харчевские чтения на тему «Понятийный аппарат социологической науки. Состояние, тенденции, проблемы» - при финансовой поддержке РГНФ - в рамках ежегодной Всероссийской конференции Российского общества социологов, посвященной национальным и этническим проблемам современной России.

При выборе темы чтений редколлегия и редакция журнала исходили из стремления продолжить конструктивные усилия по разработке конкретных проблем развития социологической теории, формированию новых поколений отечественных социологов.

Готовя чтения, журнал опубликовал в рубрике «Теория. Методология» две подборки статей (№ 4 и № 5 в 2010 г.) и отдельные материалы (№8, 9, 10) по проблемам терминологии и понятийного аппарата социологической науки. Авторами были социологи из Иркутска, Тюмени, Екатеринбурга, Саратова, Днепропетровска, Москвы и Санкт-Петербурга. Ряд поступивших в редакцию статей по проблематике чтений экспертиза в редакции и редколлегии отклонила; но позиции их авторов учитывались. Тема чтений вызвала интерес среди научной общественности; в чтениях участвовало около ста человек из многих регионов страны, выступили 12 ученых.

Во вступительном слове главный редактор журнала, член-корреспондент РАН Ж.Т. Тощенко подчеркнул значимость понятийного аппарата для знания, претендующего на статус науки: «нет понятийного аппарата – нет науки». Он констатировал очевидную из практики работы журнала тенденцию к несистемности представлений о понятийном аппарате, разночтение ряда понятий и терминов, неадекватное использование заимствований из смежных наук и иностранных языков; целый ряд ключевых понятий «текут», употребляются в различных смыслах. Как пример он привел упоминавшиеся на проходившей в эти дни конференции РОСа «самоидентификацию», «титульные народы» и «мультикультурализм». Он привлек внимание участников чтений важности понятийного аппарата при подготовке социологов в университетах страны, подчеркнул методологическую и системообразующую роль социологических понятий для учебного процесса. Говоря о важности разработки нового поколения учебников и учебных пособий, их примером он назвал учебно-методический комплекс под ред. Н.И. Лапина, издания под редакцией  Г.В. Осипова, а также тематический словарь-справочник «Тезаурус социологии», созданный коллективом социологов РГГУ. Участники чтений поддержали стремление редколлегии журнала держать в центре внимания отечественного сообщества социологов проблематику социологических понятий и терминов.

Объективный характер обновления понятийного аппарата социологической науки констатировали в своих выступлениях В.А. Ядов, декан факультета социологии Государственного университета гуманитарных наук, С.А. Кравченко – зав. кафедрой социологии МГИМО, Г.Г. Татарова - главный научный сотрудник Института социологии РАН, к.социол.н. А.В.Кошелев (Днепропетровск). Они выразили обеспокоенность элементами беззаботного отношения к владению и овладению понятийным аппаратом современной социологии. Они не поддержал и позицию авторов, которые призывали ограничиваться устоявшейся в российском сообществе социологов  терминологией, сдерживать проникновение в обиход непривычных западных понятий. Выступавшие призывали к тщательной «селекции», к соответствию содержания заимствуемых терминов реалиям российского общества.

Развитие понятийного аппарата социологии – объективный процесс. Бурный рост «непривычных западных понятий» продемонстрировал на материале июльского 2010 г. конгресса Международной социологической ассоциации профессор С.А. Кравченко. По его данным, на конгрессе ряд видных ученых (У.Бек, М. Кастельс, Дж. Александер, Дж.Урри и др.) предложили до десятка новых, претендующих на роль социологических парадигм конструкций. При этом обоснование их парадигмального статуса сопровождается выдвижением в каждом случае новых понятий и терминов; сложились методы «терминотворчества» - неологизмы, метафоры, заимствования и т.п. В подобной ситуации, по мысли выступающего, особую роль начинает играть задача обновления специальных словарей для социологов-профессионалов. Профессор РГГУ С.Н. Майорова-Щеглова, поддержав эту идею, рассказала об опыте изучения каналов терминологических заимствований, - из обыденной речи, иностранных языков, языков других наук.

Понятийный аппарат специальных социологических дисциплин стал темой сообщения профессора А.Б. Каримовой. Эта важная составляющая социологии, роста ее научной и общественной роли  неизбежно сопровождается формированием новых понятийных и терминологических подходов. На иллюстрации из социологии международных отношений (МО) она показала принципиальную роль этой компоненты социологического знания: отношения «между народами» требовали, например, отказа от доминирования устоявшихся исторических подходов, сводивших все к «дипломатии», к играм избранных и посвященных. Именно на этом фоне в социологию МО удалось ввести термин «акторы без суверенитета».

Свои представления об основаниях структурирования понятийного аппарата социологической науки, путях и формах его развития изложили Ж.Т. Тощенко и главный редактор журнала «Личность. Культура. Общество» Ю.М. Резник, обративший, в частности, внимание на черты общности понятийного аппарата всех социальных наук. Актуальность понятийного аппарата отечественной и зарубежной социологии Г.Г. Татарова напрямую связала с аналитическим потенциалом социологической науки. С.А. Кравченко среди источников и факторов развития понятийного аппарата социологической науки выделил стремительно меняющийся и глобализирующийся социум в современном мире.

Развивавшаяся в выступлении Ю.М. Резника мысль об отсутствии оснований для существования обособленных социальных дисциплин, включая социологию (и, тем самым, проблем понятийного аппарата социологии), не получила поддержки. Роль классиков и классических трудов в этом связи подчеркнул В.А. Ядов. Он сослался на экс-президента МСА П. Штомпку («Социологические исследования», 2005, № 10), ставившего освоение будущими социологами языка науки на первое место – в связи с изучением классиков. При этом, подчеркнул Ядов, современное содержание классических понятий и терминов может отличаться от оригинала, поскольку социология развивается вместе с серьезными переменами в социуме. В силу недостаточного внимания к указанному обстоятельству в текстах российских социологов в наши дни встречаются ошибки в использовании ряда социологических понятий.

Профессор Московского государственного лингвистического университета Е.И. Кравченко подчеркнула, что в ситуациях заимствований из соседних наук часто утрачиваются связи с контекстом возникновения этого понятия, с практическим опытом, требовавшим его создания. Такого рода смысловые сдвиги, по ее мнению, редуцируют весомые в одних науках понятия до символа, значка в других науках. В целом, по ее словам, к лингвистической стороне проблем обновления понятийного аппарата применим принцип «бритвы Оккама», звучавший в оригинале: «Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem» - «Не нужно множить сущности без необходимости».

Интерес участников чтений вызвало сообщение доктора социологических наук С.Л. Прошанова об исследовании тематики 888 докторских диссертаций по социологии, защищенных в СССР и Российской Федерации за период с 1990 по лето 2010 г. Так, частотный анализ употребления понятий, терминов и слов в заголовках проанализированных диссертационных работ показал элементы скудости языка. Некоторые перекосы в овладении научной терминологией выступающий связал с тем, что социология лидирует -  и это в названиях докторских диссертациях сказалось – по числу докторов наук без базового социологического образования, включая специальную подготовку в плане языка  науки.

Ряд участников чтений затрагивали проблемы социологических текстов перевода с иностранных языков. Запросы отечественного сообщества социологов на эту продукцию удовлетворяются, однако проблема профессионального качества переводов от решения далека. Мы еще не можем говорить о достижении цели – о преодолении языкового барьера. Удовлетвориться достигнутым можно будет тогда, когда значительно бóльшая, нежели сейчас, часть отечественного сообщества социологов станет реально использовать в практической работе иностранные языки.

Е.И. Кравченко в этой связи напомнила, что помимо прямого смыслового перевода, калькирования или транслитерации, при переводе научных терминов можно применять описание сущности вводимого вновь понятия. При этом она сослалась на опыт русских социологов конца XIX-начала ХХ веков, которые, прекрасно зная и иностранные языки, и контексты европейской социологии, предлагали оригинальные решения (например, перевод К.М. Тахтаревым зиммелевского понятия Vergesellschaftung русским словом «сожитие»). Другие аспекты этой проблемы затронули в своих выступлениях профессор Н.Р. Маликова (РГГУ), С.Н Майорова-Щеглова, А.В. Кошелев.

Обсуждались проблемы понятийного аппарата в университетах страны при подготовке нового поколения российских социологов в университетах страны. Ряд участников чтений с обеспокоенностью говорили о недопустимом положении, когда аппаратом нашей науки слабо владеют сами обучающие.  По очевидным причинам им не возражали ученые, причастные к работе над поступающими в журнал «Социологические исследования» текстами.  В.А. Ядов призвал начинать эту работу со студенческой скамьи; он посоветовал вузовским социологам не увлекаться зарубежными неологизмами, продемонстрированными на Конгрессе МСА 2010 г. Д.Г. Подвойский (Российский университет дружбы народов) поддержал эту мысль - история социологии показывает, что приживается в языке социологической науки лишь часть продуктов «терминотворчества». Перед вузовскими преподавателями стоит задача выработки навыков, которые позволяют «сортировать» по этому признаку действительно неимоверное количество терминологических новаций  - большинство из них едва ли вспомнят через 15-20 лет. На это же обстоятельство указывают проводимые в РГГУ (С.Н. Майорова-Щеглова) замеры языка выпускников факультета социологии – часть новинок в памяти большинства остается, но часть не попадает в хранилища памяти, со временем теряется. Н.Р. Маликова привлекла внимание участников чтений к тому, что профессиональный язык стал основой выстраивания начального этапа обучения студентов вокруг ключевых понятий социологической науки, что нашло отражение в коллективном труде «Тезаурус социологии».

Публичные возможности социологии в аспекте понятийного аппарата стали объектом внимания ряда участников чтений. Низок уровень социологической грамотности в наших СМИ – у ведущих передачи, у привлекаемых специалистов. Термины «дискурс», «репрезентативность», «элита», «харизма», «маргинал» и «модернизация» здесь могут употребляться в различающихся, противоречивых и нередко далеких от науки смыслах, - отмечали В.А. Ядов., Н.Р. Маликова, Д.Г. Подвойский, Г.Г. Татарова. Они призвали коллег в меру возможностей влиять на складывающуюся тревожную ситуацию.

В ходе подготовки чтений в редакцию поступил ряд писем и материалов, связанных с вынесенными на обсуждение проблемами. Профессор П.Д. Павленок (Москва) поднял вопрос о том, что неоправданно, на его взгляд, из научного оборота уходят ряд некогда распространенных понятий. В качестве примера он назвал «образ жизни». Доцент С.А. Загрубский (СПб) связал проблемы понятийного аппарата и социологической терминологии с установкой на «понимающие» функции социологии, обратил внимание на встречающееся увлечение «словотворчеством». В ряде присланных в журнал материалов авторы излагали свои соображения по поводу таких понятий как «культура» (Л.Г. Ерекешева, Алма-Ата), «социальный институт» (В..А. Костин и Т.В. Костина, Екатеринбург), «услуги» (В.И. Боков, Сыктывкар) и др.

Закрывая чтения, Ж.Т. Тощенко выразил удовлетворение содержательной стороной научной дискуссии, пригласил участников превратить выступления в статьи, которые журнал «Социологические исследования» готов публиковать в постоянной рубрике «Теория. Методология».

Н.В. РОМАНОВСКИЙ
доктор исторических наук

 

Архив



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: