Резюме семинара

Резюме семинара

16.02.2011 г. 

 

Адамьянц Тамара Завеновна.  Резюме доклада "Социоментальные группы как социологическая категория"

 Дифференциация аудитории в зависимости от социоментальных характеристик личности, или уровня развития коммуникативных навыков, связанных с особенностями ориентирования в коммуникационных процессах, мерой адекватности понимания  интенциональности  (основных смысловых доминант) коммуникатора, впервые была проведена в рамках проекта «Общественное мнение» (конец 60-х гг.). Поскольку в этом и ряде последующих исследований было зафиксировано, что способность  адекватно понимать смысловые составляющие (интенциональность) воспринятых материалов не всегда является продолжением и следствием коммуникативно-познавательных умений (например, в проекте «Общественное мнение» 32% респондентов, имеющих высокие показатели владения тезаурусом, не смогли адекватно проинтерпретировать предложенный им текст, в то время как 2%, несмотря на невысокий уровень владения  общим словарем газеты, словарем экономического текста и т.д., все же смогли адекватно проинтерпретировать этот самый текст), в настоящее время социоментальная дифференциация чаще осуществляется без учета качества владения тезаурусом, исходя из степени «освоения» интенциональной (мотивационно-целевой) структуры коммуникативных актов. Такую возможность предоставляет метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа. 

Наиболее распространенный в настоящее время вариант социоментальной дифференциации: 1)адекватное восприятие (высокий уровень коммуникативных навыков); 2)частично адекватное восприятие  (средний уровень коммуникативных навыков); 3)неадекватное восприятие (низкий уровень коммуникативных навыков). Выделяют также группу, интерпретирующую «по установке», и небольшую «неинтерпретирующую» группу.

В серии проведенных исследований зафиксирована тенденция к определяющему влиянию уровня развития коммуникативных навыков на качество (социальную значимость) представлений о действительности. Характеристики личности знающей, творческой, ориентированной на взаимопонимание и конструктивные взаимодействия, ответственной в социальной и профессиональной сферах неразрывно связаны с высоким уровнем коммуникативных навыков.

В обсуждении доклада приняли участие А.Б. Гофман, Д.Л. Константиновский, А.В. Жаворонков, А.Л. Темницкий, И.А. Шмерлина, Н.П. Гришаева и др. А.Л. Темницкий предложил определение «типологическая категория»,А.В. Жаворонков – «социопсихологический тип». Присутствующих интересовали особенности «проявления» интенциональности в коммуникативном акте, с одной стороны, и «считывания» ее  (детьми, людьми старшего возраста, самим коммуникатором), с другой. Небольшая дискуссия возникла при обсуждении особенностей влияния манипулятивных механизмов на разные социоментальные группы. Решено в дальнейшем продолжить обсуждение данной темы.


 15.12. 2010 г.

 

Шмерлина Ирина Анатольевна.  Резюме доклада «Социальное:  от концепта к термину»

 В докладе (докладчик — И.А. Шмерлина) констатировано отсутствие четких терминологических границ понятия «социальное» и показана возможность их установления, исходя из «базовых интуиций» и теоретических ресурсов социологии. Социальное определяется как базирующееся на общей смысловой перспективе взаимодействие живых существ, преимущественно конспецификов, совершаемое как цепь подсоединяющихся коммуникаций и образующее устойчивые структуры. Центральное место в этой теоретической конструкции принадлежит категории "смысл", однако скорее не в веберовском (антропоцентричном), а в лумановском (инструментальном) ее понимании. Предлагаемое определение специфицирует семиотические взаимодействия, характерные для живых существ (как человека, так и non-human animals), отсекая взаимодействия до-организменного уровня. Однако оно не позволяет описать  социальность, которая вырабатывается только в человеческих сообществах. Как подчеркнуто в докладе, следующим шагом в терминологическом прояснении концепта «социальное» должна быть выработка научного понятия, релевантного тому классу явлений, на изучение которых ориентирована социология.
В ходе обсуждения доклада были высказаны сомнения в целесообразности попытки терминирования «социального», неизбежно связанной с утратой исходной полисемии данного концепта (А.Л. Темницкий), опасения подмены социального семиотическим (Д.М. Рогозин), указано на непроясненность отношения «социального» к «культурному» (А.Л. Темницкий) и на необходимость выработки более строгих критериев различения социальности человека и животных (Д,Л. Константиновский). По мнению некоторых дискутантов, социальное должно включать психическую компоненту, связанную с мотивами, эмоциями, интенциями и пр. проявлениями субъективного мира человека (Т.З. Адамьянц, Д.М. Рогозин). По этим и другим замечаниям и комментариям состоялась дискуссия, которую решено продолжить на последующих заседаниях семинара.


 17.02.2010

А.Б. Гофман. Резюме доклада "О некоторых тенденциях в современной теоретической социологии"

Некоторые тенденции в современной теоретической социологии обладают всеми признаками моды. Одни имеют глобальное распространение, другие ограничены социологическим пространством отдельных стран, в том числе России; одни более устойчивы, другие – менее. В докладе обозначены и (или) рассмотрены следующие тенденции такого рода:

  1. Мода на туманность, невнятность, расплывчатость и противоречивость теоретических конструкций.
  2. Мода на критику «позитивизма» в социологии и его громогласное опровержение.
  3. Мода на провозглашение или предсказание упадка, конца или смерти чего-либо: социальных явлений, институтов, процессов и самой социологии.
  4. Мода на провозглашение чего-либо несуществующим.
  5. Мода на самобичевание, обличения, жалобы, обвинения и  упражнения в доказательстве того, что социология вообще и (или) российская социология в частности ничего или почти ничего не смогла, не может и никогда не сможет сделать.
  6. Мода на всеохватность и хроническая претензия на радикальный и тотальный пересмотр теоретических оснований всего и вся.
  7. Мода на эпатаж, радикализм и претенциозность теоретических суждений. Она пересекается и отчасти совпадает с вышеперечисленными модами № 1–6.
  8. Мода на утилитаризм (к реальному утилитаризму имеющая довольно слабое отношение).
  9. Мода на консерватизм в самых разных версиях. Последние две тенденции характерны преимущественно для России последних лет.
  10. Мода на критику либерализма (как правило, воображаемого и не имеющего с реальным либерализмом ничего общего).

 19.05.2010 г. 

 

 Адамьянц Тамара Завеновна. Методические и методологические основания семиосоциопсихологической парадигмы.

Семиосоциопсихологическая парадигма, разработанная российским ученым Т.М. Дридзе позволяет углубленный анализ социально значимых процессов, происходящих между человеком и информационной (социокультурной) средой. В ее основе лежит утверждение о возможности выделения в любом целостном, завершенном коммуникативном акте (стихотворении, книге, телепередаче, выступлении, беседе и т.д.)  иерархически организованной структуры коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на интенцию, которая трактуется здесь как «равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей», а также утверждение о тождественности понятий интенциональность и смысл: и то, и другое являются тем самым главным, что хотел сказать, передать, выразить автор; это тот искомый результат, к которому он стремился, вступая в коммуникацию, причем и на уровне осознанных целей, и на уровне не всегда осознаваемых мотивов

Еще одним принципиально важным положением семиосоциопсихологической концепции является эмпирически доказанное утверждение о социальной значимости  общения с взаимопониманием, при котором происходит «смысловой контакт» между коммуникантами; разработанные здесь  социально-диагностические и социально-проектные технологии направлены на определение степени диалогичности информационной среды и устранение помех для диалога с взаимопониманием. 

Процедура выявления интенциональности произведений операционализирована, так же, как и процедура определения степени понимания респондентом воспринятого материала (и в первом, и во втором случаях используется метод интенционального, или мотивационно-целевого анализа процессов общения).  Поскольку «смысловой контакт»  происходит далеко не всегда, респонденты дифференцируются по принадлежности к той или иной социоментальной группе, или – по уровню развития коммуникативных навыков: это характеристика особенностей ориентирования человека в коммуникационных процессах, показатель степени понимания (речь идет только о понимании!) им основных смысловых доминант воспринятых текстов, материалов, произведений.

Особенности понимания и интерпретирования авторской интенциональности дифференцируются как адекватные (высокий уровень коммуникативных навыков), частично адекватные (средний уровень) и неадекватные (низкий уровень). Задача совершенствования коммуникативных навыков личности социально значимая, связанная с качественными характеристиками того пространственно-временного континуума, в котором мы все живем.

В обсуждении доклада приняли участие А.Б. Гофман, А.Л. Темницкий, Б.Н. Кутелия, Д.Л. Константиновский и др. По мнению выступающих, представленный в докладе Т.З. Адамьянц целостный комплекс оригинальной теории и сопряженных с нею оригинальных методов и технологий подтверждает парадигмальный статус семиосоциопсихологии, а факт продолжения и развития этого направления позволяет говорить о научной школе. Основные результаты обсуждения на семинаре связаны с выводами о целесообразности использования семиосоциопсихологических наработок для изучения реакций населения на актуальные посылы времени, а также для массового развития коммуникативных навыков наших современников.