Журнал: Социологический журналШевчук А. В.Границы автономии: феномен «зависимой» самозанятости

Журнал: Социологический журнал

Шевчук А. В.

Границы автономии: феномен «зависимой» самозанятости


Шевчук Андрей Вячеславович
Государственный университет — Высшая школа экономики
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической социологии

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Шевчук А. В. Границы автономии: феномен «зависимой» самозанятости // Социологический журнал. 2010. № 3. С. С. 35-51.

Рубрика:

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выражение признательности

проект № 09–01–0080

Аннотация:

Рассматривается категория работников, находящаяся в «серой» зоне между самостоятельной занятостью и наемным трудом. Продолжительная работа на единственного заказчика формирует у самозанятых работников различные формы экономической, организационной и социальной зависимости. Анализируется противоречивое влияние информационно-коммуникационных технологий на трудовую автономию. Обсуждаются вопросы социальной защищенности зависимых самозанятых работников

Литература:

  • Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  • Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Т. 2. Игры обмена. М.: Весь Мир, 2006.
  • Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 1999.
  • Ермакова Н.А., Жеребин В.М. Самозанятость населения: различные под-ходы к определению и оценке // Вопросы статистики. 2002. № 9.
  • Дидерикс Г.А и др. От аграрного общества к государству всеобщего бла-госостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг. М.: РОССПЭН, 1998.
  • Иноземцев В. За пределами экономического общества. Постиндустри-альные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Academia – Наука, 1998.
  • Киселев И. Новый облик трудового права в странах Запада: прорыв в постиндустриальное общество // Управление персоналом. 2002. № 4.
  • Малоун Т.У. Труд в новом столетии. Как новые формы бизнеса влияют на организации, стиль управления и вашу жизнь. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.
  • Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М.: ИД «Секрет фирмы», 2005.
  • Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и занятости (по результатам Первой всероссийской переписи фрилансеров). Препринт WP4/2009/03. М.: ГУ–ВШЭ, 2009 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .
  • Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: мотивация и организация труда // Социальная реальность. 2008. № 1. С. 23–39. [].
  • Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры на российском рынке труда // Социологические исследования. 2010. № 2.
  • Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры на электронных рынках: роль социальных связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 5 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .
  • Трудовые отношения: обзор проблем и возможностей. Доклад V (1). Международная конференция труда, 95-я сессия. Женева: Международ-ное бюро труда, 2006 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .
  • Хэнди Ч. Время безрассудства. Искусство управления в организации будущего. СПб.: Питер, 2001.
  • Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства. М.: ГУ–ВШЭ, 2007.
  • Шевчук А.В. Самозанятость в информационной экономике: основные понятия и типы // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 1. C. 51–64 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .
  • Batt R., Holman D., Holtgrewe U. The globalization of service work: Com-parative institutional perspectives on call centers // Industrial & Labor Rela-tions Review. 2009. Vol. 62. Issue 4.
  • Barnard P .The remote agent model: Not without challenges // Customer Interaction Solutions. 2007, October [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .
  • Bibby A. Opening the doors wide to the self-employed. How trade unions are recruiting and organizing self-employed workers as members. Report, pre-pared for the Freelance Network Conference, Luxembourg. October, 2005. UNI-IBITS, Nyon, 2006 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .
  • Biggart N.W. Charismatic capitalism: Direct selling organizations in America. Chicago: University of Chicago Press, 1989.
  • Burchell, B., Deakin, S. and Honey, S. The employment status of individuals in nonstandard employment. Report for the British Department of Trade and Industry. London, 1999.
  • Buschoff K., Schmidt C. Adapting labour law and social security to the needs of the “new self-employed”: comparing the UK, Germany and the Netherlands // Journal of European Social Policy. 2009. Vol. 19. No. 2.
  • Connelly C., Gallagher D. Independent and dependent contracting: Meaning and implications // Human Resource Management Review. 2006. Vol. 16. No. 2.
  • Davidov G. The (changing?) idea of labour law // International Labour Re-view. 2007. Vol. 146. No. 3–4.
  • Davidov G. Who is a worker // Industrial Law Journal. 2005. Vol. 34.
  • Freedland M. From the contract of employment to the personal work nex-us // Industrial Law Journal. 2006. Vol. 35. No. 1.
  • Green Paper “Modernising labour law to meet the challenges of the 21st cen-tury”. Brussels: EU Commission, 2006 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .
  • Handy C. The future of work. A guide to a changing society. Oxford: Basil Blackwell, 1984.
  • Kalleberg A., Reynolds J., Marsden P. Externalizing employment: Flexible staffing arrangements in US organizations // Social Science Research. 2003. Vol. 32. No. 4.
  • Kondrasuk J.N., Reed L.J., Jurinski J.J. The dangers of misclassifying “em-ployees”: Microsoft litigation emphasizes distinctions between employees and nontraditional workers // Employee Responsibilities and Rights Journal. 2001. Vol. 13. No. 4.
  • Kunda G., Barley S., Evans J. Why do contractors contract? The experience of highly skilled technical professionals in a contingent labor market // Industrial and Labor Relations Review. 2002. Vol. 55. No. 2.
  • Malone T.W., Laubacher J. The dawn of the e-lance economy // Harvard Business Review. 1998. Vol. 76. No. 5.
  • Muehlberger U. Dependent self-employment: Workers on the border between employment and self-employment. Houndmills: Palgrave Macmillan, 2007.
  • Muehlberger U. Hierarchical forms of outsourcing and the creation of de-pendency // Organization Studies. 2007. Vol. 28. No. 5.
  • Muehlberger U., Pasqua S. Workers on the border between employment and self-employment // Review of Social Economy. 2009. Vol. 67. No. 2.
  • Nesheim T. Using external work arrangements in core value-creation areas // European Management Journal. Vol. 21. No. 4.
  • OECD Employment Outlook. Paris: OECD, 2000.
  • OECD Factbook 2009. Economic, environmental, and social statistics. Paris: OECD, 2009.
  • Pedersini R. “Economically dependent workers”, employment law and indus-trial relations // EIRO Observer. 2002. No. 4 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .
  • Pedersini R., Coletto D. Self-employed workers: industrial relations and working conditions. Dublin: European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, 2009 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL:
  • Pernicka S. Organizing the self-employed: Theoretical considerations and empirical findings // European Journal of Industrial Relations. 2006. Vol. 12. No. 2.
  • Pernicka S. The evolution of union politics for atypical employees. A comparison between German and Austrian trade unions in the private sector // Economic and Industrial Democracy. 2005. Vol. 26. No. 2.
  • Perulli A. Economically dependent / quasi-subordinate (parasubordinate) employment: Legal, social, and economic aspects. A report for DG Employment and Social Affairs. Brussels: European Commission, 2003 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .
  • Russell B. Call-centres: A decade of research // International Journal of Man-agement Reviews. 2008. Vol. 10. No. 3.
  • Taylor P., Bain P. “An assembly line in the head”: Work and employee rela-tions in the call-centre// Industrial Relations Journal. 1999. Vol. 30. No. 2.
  • The Scope of the employment relationship: Report V. International Labour Conference, 91st Session. Geneva: ILO, 2003 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .
  • Vermeylen G., Hurley J. Varieties of flexicurity: Reflections on key elements of flexibility and security. Dublin: European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, 2007 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .
  • Wickham J., Collins G. The call centre: A nursery for new forms of work organisation? // The Service Industries Journal. 2004. Vol. 24. No. 1.
  • Wilthagen T., Tros F. The concept of flexicurity: A new approach to regu-lating employment in the labour market // Transfer. 2004. Vol. 10. No. 2.
  • Yakubovich V., Lup D. Stages of the recruitment process and the referrer’s performance effect // Organization Science. 2006. Vol. 17. No. 6.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2010. № 3.
>> Архив журнала