Институт социологии
Российской академии наук

Журнал: Социологический журнал

Ипатова А. А.
Как правильно завершить телефонное интервью


Ипатова Анна Алексеевна – кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации факультета ино­странных языков и регионоведения, кандидат культурологии, преподаватель

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Ипатова А. А. Как правильно завершить телефонное интервью // Социологический журнал. 2012. Том. 0. № 4. С. С. 36-61.

Рубрика:

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация:

В статье предпринята попытка проблематизировать задачу «правильного» окончания интервью. Особое внимание уделено последней минуте разговора, когда происходит прощание интервьюера и респондента. Очевидно, что признаки успешного телефонного интервью — это не только от начала до конца заполненная анкета и регистрационный бланк. Важен тот осадок, который останется после разговора и у респондента (это влияет на его отношение к социологическим опросам в целом), и у интервьюера (от этого напрямую зависит качество его работы). Выделены психологические характеристики, которые должны быть присущи интервьюеру (человеколюбие, воспитанность и проч.). В статье проведен анализ фрагментов окончаний 34 интервью из двух телефонных опросов. Первый проходил в «традиционной» манере, а во втором применялся экспериментальный план: в анкету был добавлен вопрос, понравилось респонденту интервью или нет.

Ключевые слова:

завершение интервью, телефонное интервью, вежливое поведение, эффект интервьюера, методика и техника интервьюирования, ошибки интервьюеров, исследовательская этика, вопрос-ответная коммуникация, поведение интервьюера

Литература:

  1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. 2-е изд., пере- раб. и доп. М.: Московский рабочий, 1998.
  2. Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001.
  3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа, 1989.
  4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1: Социологический опрос / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990.
  5. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Н.С. Мансурова. М.: Прогресс, 1978.
  6. Садмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А.А. Виницкой; Научн. ред. перевода Д.М. Рогозин. М.: Институт Фонда «Обществен¬ное мнение», 2002.
  7. Яковенко Ю.И., Паниотто В.И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. Киев: Наукова думка, 1988.
  8. Cannel C.F., Axelrod M. The respondent reports on the interview // American
  9. Journal of Sociology. 1956. Vol. 62. No. 2. P. 177-181.
  10. Dillman D.A. Mail and telephone surveys: The total design method. New York: A Wiley-Interscience Publication, 1978.
  11. Dillman D.A., Gallegos J.G., Frey J.H. Reducing refusal rates for telephone
  12. interviews // The Public Opinion Quarterly. 1976. Vol. 40. No. 1. P. 66-78.
  13. Fink A., Kosecoff J. How to conduct surveys. A step-by-step guide. London: SAGE, 1985.
  14. Frey J.H. Survey research by telephone. Newbury Park: SAGE, 1989.
  15. Frey J.H., Mertens Oishi S. How to conduct interviews by telephone and in person. Vol. 4. London: SAGE, 1995.
  16. Groves R.M., Magilavy L.J. Measuring and explaining interviewer effects in centralized telephone surveys // The Public Opinion Quarterly. 1986. Vol. 50. No. 2. P. 251-266.
  17. Holbrook A.L., Green M.C., Krosnick J.A. Telephone versus face-to-face interviewing of national probability samples with long questionnaires: Com-parisons of respondent satisficing and social desirability response bias // The Public Opinion Quarterly. 2003. Vol. 67. No. 1. P. 79-125.
  18. Kingwell M. Is it rational to be polite? // The Journal of Philosophy. 1993. Vol. 90. No. 8. P. 387-404.
  19. Lavrakas P.J. Telephone survey methods: Sampling, selection and supervi¬sion. 2nd ed. London: SAGE, 1993.
  20. Miller P.V., Cannel C.F. A study of experimental techniques for telephone interviewing // Public Opinion Quarterly. 1982. Vol. 46. No. 2. P. 250-269.
  21. O’Muircheartaigh C., Campanelli P. A multilevel exploration of the role of interviewers in survey non-response // Journal of the royal statistical society. Series A (Statistics in Society). 1999. Vol. 162. No. 3. P. 437-446.
  22. Schoeber M., Conrad F. Does conversational interviewing reduce survey measurement error? // The Public Opinion Quarterly. 1997. Vol. 61. No. 4. P. 576-602.
  23. Sudman S., Bradburn N.M., Schwarz N. Thinking about answers. The appli-cation of cognitive processes to survey methodology. San Francisco: Jossey- Bass Publishers. 1996.
  24. Tucker C. Interviewer effects in telephone surveys // The Public Opinion Quarterly. 1983. Vol. 47. No. 1. P. 84-95.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2012. Том. 0. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: