Журнал: Социологический журналМулеев Е. Ю.«Транспортное поведение», «подвижность» и «мобильность»: к вопросу о концептуализации терминов

Журнал: Социологический журнал

Мулеев Е. Ю.

«Транспортное поведение», «подвижность» и «мобильность»: к вопросу о концептуализации терминов

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.3.2375
Мулеев Егор Юрьевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Институт экономики транспорта и транспортной политики, младший научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Мулеев Е. Ю. «Транспортное поведение», «подвижность» и «мобильность»: к вопросу о концептуализации терминов // Социологический журнал. 2015. Том. 21. № 3. С. С. 8-28.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.3.2375

Рубрика:

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Выражение признательности

выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 году

Аннотация:

В статье предпринимается попытка выявить концептуальные и методологические различия между понятиями «транспортное поведение», «подвижность» и «мобильность», которые широко используются в исследованиях транспортного поведения населения. Результаты анализа отечественных и зарубежных исследований в этой сфере позволили выделить два направления — «управленческое» и «академическое», — различающиеся по концептуальному содержанию основного понятия, и выявить проблему терминологической путаницы. В первом случае («управленческое» направление) центральным оказывается концепт подвижности, во втором («академическое» направление) — понятие мобильности. Цель статьи — определить методологические различия дефиниций, используемых в указанных направлениях, принимая во внимание третье понятие, — «транспортное поведение», — имеющее непосредственное отношение к предмету исследования.Автор приходит к выводу, что концепт «транспортное поведение» выступает как синтез количественных и качественных исследовательских методик. История «управленческого» направления демонстрирует определенный дефицит объяснительных возможностей. Привлечение инструментария «академического» направления может оказаться продуктивным как в теории, так и в методологии исследований транспорта. Автор также отмечает, что тематика изучения транспортного поведения, даже в рамках «управленческого» направления, меняется: если ранее исследовательский интерес сосредоточивался на экономических предпосылках передвижений, то теперь он смещается в сторону социально обусловленных явлений

Ключевые слова:

транспортное поведение; социология мобильностей; подвижность; мобильность; концептуализация понятия; теория и методология исследования транспорта

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2015. Том. 21. № 3.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)