Журнал: Социологический журналБасов Н. В., Ненько А. Е., Хохлова А. М.Реальность искусства: коммуникация и создание знания

Журнал: Социологический журнал

Басов Н. В., Ненько А. Е., Хохлова А. М.

Реальность искусства: коммуникация и создание знания

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.4.3064
Басов Никита Викторович
Центр изучения Германии и Европы (СПбГУ – Университет Билефельда)
кандидат социологических наук, научный руководитель
Ненько Александр Евгеньевич
Центр изучения Германии и Европы (СПбГУ – Университет Билефельда)
кандидат социологических наук, научный сотрудник
Хохлова Анисья Михайловна
Санкт-Петербургский государственный университет
кандидат социологических наук, доцент, факультет социологии

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Басов Н. В., Ненько А. Е., Хохлова А. М. Реальность искусства: коммуникация и создание знания // Социологический журнал. 2015. Том. 21. № 4. С. С. 8-33.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.4.3064

Рубрика:

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Выражение признательности

грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-3850.2014.6)

Аннотация:

В статье предлагается теоретико-методологическая рамка анализа искусства как реальности, в которой конструируется знание. В частности, обосновывается возможность говорить о таком типе знания как об устойчивых, коллективно разделяемых смысловых структурах. Демонстрируется, что механизмы конструирования знания в искусстве являются коммуникативными по своей природе и характеризуются динамичностью и неоднородностью. Доказывается, что возникающее знание должно рассматриваться не столько как проекция социальных отношений и конвенций, сколько как самостоятельные смысловые структуры, которые формируются в процессе социальной интеракции участников, делающей возможным сопряжение индивидуальных смысловых структур. Художественные произведения предлагается рассматривать в качестве поводов, посредников и продуктов коммуникации, порождающих интеллектуальные и эмоциональные резонансы между творцами и публиками и выступающих таким образом катализаторами и референтами процесса создания коллективно разделяемых смысловых структур. Описывается амбивалентность границ между реальностью искусства и реальностью повседневности, которые, с одной стороны, подвижны и проницаемы, а с другой — предполагают символическое и коммуникативное дистанцирование, что позволяет искусству сохранять автономию собственных структур знания и характерных коммуникативных паттернов, одновременно экспансивно вовлекая все новых участников в свою реальность.

Литература:

  • Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. А.В. Дранова. М.: Республика, 2001. — 526 c.
  • Барт Р. Семантика вещи // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им.Сабашниковых, 2003. С. 416–426.
  • Басов Н.В., Василькова В.В. Семантические сети социологического знания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. № 17(1). C. 112–138.
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. — 323 c.
  • Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики. Эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного / Пер. с фр. Ю.В. Марковой // Новое литературное обозрение. 2003. № 60. С. 17–29.
  • Бурдье П. Рынок символической продукции / Пер. с фр. Е.Д. Вознесенской // Вопросы социологии. 1993. № 1/2. С. 49–62.
  • Серто М. де Призраки в городе // Неприкосновенный запас. 2010. № 2(70). С. 108–121.
  • Alexander J. The meanings of social life: A cultural sociology. New York: Oxford University Press, 2003. — 296 p.
  • Babon K.M. Composition, coherence, and attachment: The critical role of context in reception // Poetics. 2006. No. 34(3). P. 151–179.
  • Becker H. Art worlds. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1982. — 392 p.
  • Berger J. Ways of seeing. London: Penguin, 1972. — 166 p.
  • Bloor D. Science and social imagery. Chicago: University of Chicago Press, 1976. — 211 p.
  • Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgment of taste. London, New York: Routledge and Kegan Paul, 1986. — 640 p.
  • Bourriaud N. Relational aesthetics. Dijon, Quetigny: Les Presses du Reel, 2002. — 125 p.
  • Burnett R. How images think. Cambridge: The MIT Press, 2004. — 272 p.
  • Carley K. Extracting culture through textual analysis // Poetics. 1994. No. 22. P. 291–312.
  • Chiari J. Art and knowledge. London: Elek, 1977. — 132 p.
  • Collingwood R.G. The principles of art. Oxford: Oxford University Press, 1963. — 347 p.
  • Crane D. The transformation of the avant-garde: The New York art world, 1940–1985. Chicago: University of Chicago Press, 1989. — 204 p.
  • Certeau M. de The practice of everyday life. Berkeley: University of California Press, 1984. — 256 p.
  • Nooy W. de Stories, scripts, roles, and networks // Structure and Dynamics: EJournal of Anthropological and Related Sciences. 2006. Vol. 1 No. 2 [online]. Accessed 30.11.2015. URL:
  • page-1>.
  • Dom?nguez R.F., Silva E. Materials in the field: Object-trajectories and object-positions in the field of contemporary art // Cultural Sociology. 2013. Vol. 7(2). P. 161–178.
  • Finkelpearl T., Acconci V. Dialogues in public art. Cambridge: MIT Press, 2001. — 468 p.
  • Gablik S. Progress in art. New York: Rizzoli, 1977. — 192 p.
  • Guilford J.P. Creativity // American Psychologist. 1950. No. 5. P. 444–454.
  • Hauser A. The sociology of art (Routledge revivals). New York: Routledge, 2012. — 802 p.
  • Kester G.H. Conversation pieces: Community and communication in modern art. Berkeley: University of California Press, 2004. — 650 p.
  • Long E. Affluence and after: Themes of success in American bestselling novels, 1945–1975 // Knowledge and Society: Studies in the Sociology of Culture Past and Present. 1982. P. 257–301.
  • Luhmann N. Art as a social system. Stanford, CA: Stanford University Press, 2000. — 424 p.
  • Mohr J.W. Measuring meaning structures // Annual Reviews in Sociology. 1998. No. 24(1). P. 345–370.
  • Monge P.R., Contractor N.S. Theories of communication networks. New York: Oxford University Press, 2003. — 432 p.
  • Nenko O. Aesthetic emotional experience: From eye irritation to knowledge // Understanding knowledge creation: Intellectuals in academia, the public sphere and the arts/ Ed. by N. Basov, O. Nenko. Amsterdam, New York: Rodopi Press, 2012. P. 163–182.
  • Parker J.N., Hackett E.J. Hot spots and hot moments in scientific collaborations and social movements // American Sociological Review. 2012. No. 77 (1). P. 21–44.
  • Ranci?re J. The politics of aesthetics: The distribution of the sensible. London: Continuum, 2004. — 126 p.
  • Yeung K.T. What does love mean? Exploring network culture in two network settings // Social Forces. 2005. No. 84(1). P. 391–420.
  • Zakaitis J. The deep of the modern. Manifesta 9 // Art Agenda. 2012 [online]. Accessed 03.08.2015. URL: .
  • Zarlenga M.I., Ulldemolins J.R., Morat? A.R. Cultural clusters and social interaction dynamics: The case of Barcelona // European Urban and Regional Studies. 2013. P. 1–19.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2015. Том. 21. № 4.
>> Архив журнала