Журнал: Социологическая наука и социальная практикаВиттенберг Е. Я.Морально-этическая ответственность российского бизнеса

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Виттенберг Е. Я.

Морально-этическая ответственность российского бизнеса


Виттенберг Евгений Яковлевич
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
доктор исторических наук, профессор кафедры стран постсоветского зарубежья 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Виттенберг Е. Я. Морально-этическая ответственность российского бизнеса // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 3. С. 79-103.

Аннотация:

В статье анализируется морально-этическая ответственность российского биз­неса, включающая такие её аспекты, как культура богатства, добросовестная конкурен­ция, участие в коррупции, социально ответственные инвестиции, благотворительность. Статья основывается на материалах исследований автора, который на протяжении более чем двадцати лет сочетал работу в бизнесе (руководил информационно-аналитической фирмой, занимавшейся сбором и обработкой информации о бизнесе постсоветских стран) с научной деятельностьюВ основе статьи лежит анализ результатов исследования, осуществлённого авто­ром в 2013году на тему морально-этической ответственности предпринимателей среди представителей крупного, среднего и малого российского бизнеса столичного региона.На основании эмпирического материала автор приходит к выводам, согласно которым передовой российский бизнес осознаёт свою морально-этическую ответственность перед обществом. Однако большинство предпринимателей находится в некоем транзитном состо­янии от социально безответственного к социально ответственному поведению. И, наконец, значительная часть российского бизнеса часто нарушает морально-этические нормы, со­знательно участвуя в коррупции, в рейдерских захватах, псевдо благотворительности и т. д. По мнению автора, в условиях усложнения экономической ситуации в России и международных санкций, российскому бизнесу предстоят новые серьёзные испытания. 

Литература:

  • Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов. — М., 2007 - 132 с.
  • Благов Ю. Е., Игнатьев Ю. А. Нормы этики в бизнесе. СПб., 2004 — 86 с.
  • Благотворительные организации в России [Электронный ресурс] // URL: http://referats. allbest. ru>sociology/00197218_0. html (дата обращения: 22.07. 2014).
  • Веблен Т Теория праздного класса Перевод с английского «Прогресс», М., 1984. — 367 с.
  • Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве. — М., 2011, Издательский центр РГГУ. — 481 с.
  • Виттенберг Е. Я. К вопросу об эффективности социальной политики российской власти // Россия и современный мир. — М., 2013. - № 4. - С. 6 - 31.
  • Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социо-логия. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — 560 с.
  • Доклад о тенденциях в сфере КСО в России в 2009 году [Электронный ресурс] // РСПП Российский союз промышленников и предпринимате¬лей URL: http://www.ispp.ru (дата обращения: 23.07.2014).
  • Зарубина Н Н Деньги и культура богатства: перспективы социальной ответственности бизнеса в условиях глобализации // «Социологические исследования», 2008, № 10, С. 13 — 23.
  • Кара-Мурза С. Г. Аномия в России: причины и проявления. М.: Научный эксперт, 2013. — 264 с.
  • Мировой рейтинг благотворительности 2013 [Электронный ресурс] // Филантроп. Электронный журнал о благотворительно¬сти URL: http://www. philanthropy. ruwp-content/uploads/2013/12/ (дата обращения: 23. 07. 2014).
  • Отношение россиян к приватизации: 1990-е и 2000-е годы [Электронный ресурс] // Центр проблемного анализа и государствен¬но-управленческого проектирования URL: http:// problemanalesis. ru>puls/ puls/puls/-1044html (дата обращения: 13.08.2014).
  • Перегудов С. П., Семененко И. С. Корпоративное граждан¬ство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 2008 — 448 с.
  • Принципы Михаила Гуцериева [Электронный ресурс] // Forbes URL: http://www.forbes.m/svoi-biznes-opmion/predprinimateli/76217- printsipy-mihaila-gutserieva (дата обращения: 23.07.2014).
  • Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян М, 2006. — 392 с.
  • Современные классики теории предпринимательства М., ИД ВШЭ, 2013. — 526 с.
  • Солодская М. С. Морально-этическая ответственность субъ¬екта управления // Credo Оренбург — 1998. — № 5 [Электронный ресурс] // Credonew URL: http://credonew. ru/content/view/99/50/ (дата обращения: 22.07.2014).
  • Социально ответственный бизнес России Опыт лучших компаний. Справочник-сборник. — Санкт-Петербург: РИА «Ленинград», 2007. — 271 с.
  • Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998. 362 с.
  • Arthaud-Day M. L. Transnational Corporate Social Responsibility: A Tri¬Dimensional Approach to International CSR Research. J. Business Ethics Quarterly 15 (2005). P. 1 - 22.
  • Carroll A. B., Buchholtz A. K. Business and Society: Ethics and Stakeholder Management. 5-th ed. Australia: Thomson South-Western, 2003.
  • Garriga E., Mele D. Corporate Social Responsibility Theories: Mapping the Territory. J. «Journal of Business Ethics», 53 (2004). P. 51 — 71.
  • Smith N. Craig. The Moral Responsibility of Firms: For or Against? [Электронный ресурс] // Insead Knowledge URL: http://knowledge. insead. edu/ethics/the-moral-responsibilitv-of-firms-for-or-agamst-[Elektronnvi resurs] [] 3243?nopaging=1
  • Gs8w5SoYjqX4SebW. 99 (дата обращения: 13.08.2014).

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2014. № 3.
>> Архив журнала