Журнал: Гуманитарий Юга РоссииГоршков М. К., Шереги Ф. Э.Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения

Журнал: Гуманитарий Юга России

Горшков М. К., Шереги Ф. Э.

Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения


Горшков Михаил Константинович
Институт социологии РАН
академик РАН, директор
Шереги Франц Эдмундович
Центр социального прогнозирования и маркетинга
кандидат философских наук, дирек­тор

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения // Гуманитарий Юга России. 2012. № 3. С. 23-46.

Рубрика:

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация:

Статья подробно анализирует ис­торию социологических исследо­ваний молодежи в СССР и совре­менной России. Приведены дан­ные социологических исследова­ний, подкрепленные их качест­венным анализом.

Литература:

  • См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
  • С позиции социологии как науки словосочетание «социология молодежи» в названии учебников является некорректным, например:
  • Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учебное пособие. Екатеринбург; Н. Тагил, 1995; Социология молодежи: учебник / отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996; Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999; Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: учебное пособие. Ростов н/Д, 2001; Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи: учеб¬ник. М., 2011.
  • Можно говорить о теории молодежи при концептуальном моделировании процесса ее социализации или самореализации; конвенционально эту теорию можно назвать, как предлагает ряд обществоведов, ювентологией, наподобие успешно используемого обществоведами понятия «геронтология». См.: Павловский В.В. Ювентология. Проект интегративной науки о молодежи. М., 2001; Основы ювентологии. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / науч. ред. Е.Г. Слуцкий. СПб., 2002.
  • См.: Шубкин В.Н. Социологические опыты. Методологические вопросы социальных исследований. М., 1970; Его же. Социология и общество: научное познание и этика науки. М., 2010.
  • Группа в возрасте 15-29 лет, в России конвенционально отнесенная к понятию «молодежь», в настоящее время составляет 32,1 млн. человек. Образование в России 2011: стат. сб. М., 2011, С. 23, 25.
  • Там же. С. 58, 397, 448, 506.
  • Российский статистический ежегодник. М., 2011. С. 117.
  • Если учесть срок обучения молодежи в общеобразовательных учреждениях и профессиональных образовательных учреждениях всех уровней, а также ту часть молодежи, которая включается в производственную деятельность, не имея полного среднего или профессионального образования, то «образовательная задержка» молодежи займет в среднем 13,5-14 лет, и на полное замещения ею занятого населения требуется максимум 30 лет. В таком случае все занятое население должно выходить на пенсию в возрасте 50-55 лет. Это свидетельствует о наличии определенного давления со стороны молодого поколения на социально-профессиональную структуру старшего поколения, что вынуждает государство в какой-то мере задерживать начало вступления молодежи в трудовую жизнь (служба в армии, увеличение срока обучения в вузе за счет открытия магистратуры, увеличение численности обучающихся в аспирантуре и др.).
  • В России в 1909 г. впервые было организовано скаутское движение патриотической направленности, которое интенсивно развивалось в годы Первой мировой войны. Осенью 1917 г. в стране насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах. Скаутские отряды существовали в России до 1924 г., когда их влили в пионерскую организацию.
  • См.: Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1916. № 1; Рубинштейн М. Кризис семьи как органа воспитания // Вестник воспитания.
  • № 3.
  • См.: Сперанский А. Кризис русской школы // Звезда. 1912. № 9; К характеристике современного студенчества. По данным переписи 1909¬1910 гг. в Петербургском технологическом институте. 2-е изд. СПб., 1911.
  • Все это явилось причиной принятия в России в 1914 г. запрета на производство и распространение алкогольных напитков.
  • Григорьев Н.И. Алкоголизм как общественное зло. СПб., 1909.
  • С. 16.
  • Там же. С. 9.
  • Коровин А.М. Опыт анализа главных факторов личного алкоголизма. М., 1907. С. 57.
  • Там же. С. 90.
  • См.: Бернацкий В.А. Самоубийство среди воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1891; Майзель И.Е. Самоубийство среди учащихся // Вестник воспитания. 1908. № 8; Гордон Г. Самоубийство в средней школе // Образование. 1909. № 3; Феноменов М.Я. Причины самоубийств в русской школе. М., 1914.
  • Согласно данным переписи, даже в 1926 г. доля сельского населения в СССР составляла 82,2 %, и только к 1939 г. этот показатель снизился до 65,9 %. Российский статистический ежегодник: 2011... С. 77.
  • В период НЭПа (1921-1929 гг.) в СССР крупным иностранным компаниям было выдано 350 концессий, в ряде отраслей добычи цветных металлов иностранные концессии присутствовали более чем в 80 % предприятий. Велика была их доля также в капитале предприятий легкой промышленности, оптовой торговли. Отдельные концессии просуществовали до середины 1930-х гг. См.: Хромов С.С. Иностранные концессии в СССР: Исторический очерк. Документы. Т. 1, 2. М., 2006.
  • Луначарский А.В. Искусство и молодежь. М., 1929. С. 68.
  • См.: Блинов Н.М. Социологические исследования труда и воспитания молодежи 20-х годов // Социологические исследования. 1975. № 1; Дунаевский Ф.Р. Проблемы профессионального подбора. Харьков, 1923; Куркин П.И. Московская рабочая молодежь. Вып. 1. М., 1924; Вып. 2. 1925; Шварц Г., Зайцев В. Молодежь СССР в цифрах. М., 1926; Арямов И.А. Рабочий подросток. М., 1928; Колодная А.И. Интересы рабочего подростка. М., 1929.
  • См.: Бернштейн М.С. Как поставить учет бюджета времени нашей молодежи. М.; Л., 1925; Зайцев В.А. Труд и быт рабочих подростков. М., 1926; Кац Я.Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск, 1927; Бернштейн М.С. Наша современность и дети (Материалы обследования 1921-1923 гг.). Л., 1928; Коган Б.Б., Лебединский М.С. Быт рабочей молодежи. М., 1929.
  • См.: Мевзос Г.М. К вопросу о нагрузке пионера. Хабаровск, 1925; Танаевский В.А. Бюджет времени вятского студенчества. Вятка, 1925; Бурдянский И.М., Юровская М.А. Рабочая нагрузка студента Татарского коммунистического университета. Казань, 1926; Труд, отдых, сон комсомольца-активиста. По материалам выборочного обследования бюджетов времени активных работников РЛКСМ. М.; Л.: 1929; Бухгольц Н.А. Бюджет времени подростка // Бюджет времени школьника. М.; Л., 1927; Труд и досуг ребенка / под ред. А. Гельмонта и М. Дурикина. М., 1927; Бернштейн М. С. Что школа делает для населения: Результаты всесоюзного обследования. М., 1927.
  • См.: Коган В. Советская социология печати в 20-е годы // Социологические исследования. Новосибирск, 1968; Бек А. Книга и рабочая молодежь // Рабочий читатель. 1925. № 10; Люблинский П.И. Методика социального обследования детства. М.; Л., 1928; Дети и Октябрьская революция. Идеология советского школьника. М., 1928; Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Краснодар, 1929; Что читает рабочая молодежь. М., 1930; Переплетчикова Л.С. Читающая молодежь города. М.; Л., 1932; Гельмонт А.М. Изучение детского кинозрителя. М., 1933.
  • См.: Банк Б., Виленкин А. Крестьянская молодежь и книга (Опыт исследования читательских интересов). М.; Л., 1925; Коровин А.М. Опыты и наблюдения над алкоголем. М.; Л., 1929.
  • См.: Маро (Левитина М.И.). Беспризорные. Социология, быт. Практика работы. М., 1925, С. 52, 170-171.
  • См.: Футер Я. О детях - наркоманах // Московский медицинский журнал. 1925. № 10.
  • См.: Девиантность и социальный контроль в России (XIX - XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб., 2000. С. 222-224.
  • См.: Большаков А.М. Краеведческое изучение деревни. Л.; М., 1930; Попов С.И. Как приступить к изучению волости или района. М., 1930.
  • См.: Лицо ленинградского комсомола в цифрах. Л., 1930; Молодежь СССР: стат. сб. / под ред. А. Косарева. М., 1936.
  • См.: Пруденский Г.А. Время и труд. М., 1965; Ольшанский В.В. Личность и социальные ценности // Социология в СССР / ред. Г.В. Оси¬пов. М., 1966; Грушин Б.А. Свободное время: Актуальные проблемы. М., 1967; Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Человек и его работа / под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина и В. А. Ядова. М., 1967; Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Л., 1968; Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы и стремления советской молодежи. М., 1969; Арутюнян Ю.В. Опыт социологического изучения села. М., 1968; Урланис Б.Ц. История одного поколения (Социально-демографический очерк). М., 1968; Шляпентох
  • B. Э. Методологические и методические проблемы исследования в социо¬логии печати // Проблемы социологии печати. Вып. 1. Новосибирск, 1969; Фирсов Б.М. Ваше мнение о телевидении. М., 1969; Шубкин В.Н. Социологические опыты. М., 1970; Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М., 1979; Харчев В.Г. Нравственность и семья. М., 1981.
  • См.: Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М., 1963; Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967; 47 пятниц. Вып. 1. Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов (программы и документы исследования). М., 1969; Сафронов Ю.Н. Общественное мне¬ние и религиозные традиции. М., 1970; Пронин Е.И. Печать и общественное мнение. М., 1971; Тарасенко А.А. Общественное мнение и поведение личности. Минск, 1975; Сафаров Р.А. Общественное мнение и государственное управление. М., 1975.
  • См.: Лисовский В. Идеалы молодежи. М., 1962; Иконникова
  • C. Н., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Л., 1969; Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодёжь как социальная категория. М., 1970; Мотивация жизнедеятельности студентов. Каунас, 1970; Кочетов Г.М. Профессиональные планы молодежи и их реализация. М., 1970; Вершловский С., Лесохина Л. Молодежь в пути. М., 1971; Кугель А.С., Никандров О.М. Молодые инженеры. М., 1971; Боряз В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования. М., 1973; Иконникова С.Н. Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ. Ленинград, 1974.
  • См.: Гурова Р.Г. Применение конкретных социологических ме¬тодик в педагогических исследованиях. М., 1969; Шубкин В.Н. Начало пути. Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы. М., 1979.
  • Центральный комитет Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи.
  • Проблема продолжающегося по сей день массового непрофессионализма в российской социологии приобрела особую актуальность после распада СССР. Спасая от безработицы огромный штат преподавателей советской системы образования, в первую очередь высшего профессионального, власти страны разрешили преподавателей и исследователей научного коммунизма, исторического материализма, научного атеизма, партийного и комсомольского строительства и т. д. переименовать в социологов и политологов. Как идеологи, в лучшем случае социальные философы, по природе не обладающие склонностью к социологии, в дальнейшем эти преподаватели и исследователи не содействовали повышению социологической культуры, более того, содействовали и по сей день содействуют ее девальвации в большей степени, чем в советский период, когда они были в оппозиции к социологии.
  • Апологетическую направленность исследовательской работы НИЦ ВКШ вплоть до распада СССР да и в последующем наглядно иллюст¬рируют названия публикаций руководителя и одновременно ведущего ис¬следователя этого учреждения И. М. Ильинского: Ленинский комсомол - верный помощник партии по коммунистическому воспитанию молодежи: претворение в жизнь ленинского завета «Учиться коммунизму» // Совет¬ская педагогика. 1979. № 11; Рекомендации по разработке перспективных комплексных планов комитетов ВЛКСМ по коммунистическому воспитанию молодежи / отв. ред. Ильинский И.М., Мухачев В.И. М., 1979; Постигая идеал: о коммунистическом воспитании // Комсомольская правда. 1980; Научные исследования как фактор повышения эффективности деятельности ВЛКСМ // Коммунистическое воспитание молодежи: система, проблемы эффективности. М., 1980; Молодежь и социалистическая демократия // Агитатор. 1982. № 5; Комсомол в перестройке. М., 1987; Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Уме¬ние. 2005. № 3.
  • После примерно сотни подобных публикаций о коммунистиче¬ском воспитании молодежи комсомолом и ее обязанностью перед новой властью «перестроиться», т.е. адаптироваться к олигархическому (и коррумпированному) «рынку», закономерно следует итоговое заключение «ученого»: Чем младше, тем хуже: Каждое новое поколение в России менее здорово, менее развито умственно, духовно и культурно, чем предыдущее: беседа с ректором Московского гуманитарного университета (так теперь называется бывшая ВКШ при ЦК ВЛКСМ) И. М. Ильинским / за¬писала А. Горчакова // Московский комсомолец. 2011. 27 июня.
  • См.: Ильинский И.М. Закон о молодежи: каким ему быть // Молодой коммунист. 1988. № 2; Его же. Имеем право!: Зачем нужен Закон о молодежи // Комсомольская правда. 1988. 22 янв.
  • О массовости комсомольского движения вплоть до конца 1980¬х гг. свидетельствуют следующие данные. В 1988 г. в ВЛКСМ на учете состояли около 40 млн. комсомольцев (возраст - 14-28 лет); численность некомсомольцев того же возраста составляла 20 млн. человек. Общее число комсомольских организаций в 1980 г. - 439,2 тысячи, в 1988 г. - 472,6. Молодежь в СССР: стат. сб. М., 1988. С. 9, 39.
  • См.: Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Динамика общественного мнения молодежи // Социологические исследования. 1979. № 4; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Динамика общественного мнения молодой научно¬технической интеллигенции о политическом событии // Пути повышения трудовой активности молодой научно-технической интеллигенции. М., 1981; Блинов М.Н., Шереги Ф.Э. Средства массовой информации и формирование общественного мнения молодежи // Искусство воспитания. М., 1981.
  • Посчитано по: Российский статистический ежегодник. М., 2011,
  • С. 77.
  • Речь идет о регулируемых государством квотах внутренних трудовых мигрантов для предприятий и строек крупных городов.
  • Исключением являлись студенты немногих столичных вузов, где имелась военная кафедра. Выпускники - юноши таких вузов призыва¬лись на срочную службу в армию на один год, после чего большинство из них получали чин офицера в запасе. В 1982 г. под руководством Ф. Шере- ги был реализован аналогичный проект на строительстве завода Атоммаш в г. Волгодонске, а в 1983 г. - на строительстве Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭК).
  • См.: Железко С.Н. Социально-демографические проблемы в зоне БАМа. М., 1980; Белкин Е.В., Шереги Ф.Э. БАМ: мотивы приезда строителей и их жизненные планы // Региональные проблемы социально¬демографического развития. М., 1982; Воронов В.В., Белкин Е.В., Шереги Ф.Э. БАМ: привлечение и закрепление кадров // Транспортное строительство. 1984. № 11; Белкин Е.В., Шереги Ф.Э. Формирование населения в зоне БАМа. М., 1985.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2012. № 3.
>> Архив журнала