Журнал: Гуманитарий Юга РоссииПигулевский В. О.Вкушение и трапеза

Журнал: Гуманитарий Юга России

Пигулевский В. О.

Вкушение и трапеза


Пигулевский Виктор Олегович
Южно-Российский гуманитарный институт
доктор философских наук, про­фессор, член Союза дизайнеров России, ректор 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Пигулевский В. О. Вкушение и трапеза // Гуманитарий Юга России. 2012. № 3. С. 100-113.

Рубрика:

КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация:

В статье анализируется телесная практика гастрономического вкуса и трапезы, рассматривается форми­рование эстетического суждения и оценки на основе вкушения, габи­туса цивилизованного человека и кодов приличия. Трапеза рассмат­ривается как феномен общения и наслаждения жизнью.

Литература:

  • Барт Р. К психосоциологии современного питания // Барт Р. Система моды. М., 2003. С. 368.
  • Костяев А.И. Вкусовые метафоры и образы в культуре. М., 2007. С. 15, 19.
  • Flavor - англ. «сочетание вкуса и аромата, привкус».
  • Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001. С. 66.
  • Бурдье П. Художественный вкус и культурный капитал // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М., 2003. С. 431-453.
  • Кириленко С.А. Наслаждение вкусом // Альманах кафедры философии культуры и культурологии Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ. Вып. 1. СПб., 2001. С. 93-106; Portinari F. Il piacere della gola. Milano, 1986.
  • Капкан М.В., Лихачева Л. С. Гастрономическая культура. Понятие, функции, факторы формирования // Известия Уральского государственно¬го университета. 2008. № 55. С. 34-43; Добренко Е. Гастрономический коммунизм - вкусное vs здоровое // Неприкосновенный запас. 2009. № 2. С.155-173.
  • Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении. СПб., 2003. С. 145.
  • Там же. С. 42-45.
  • Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.,1997. С. 392.
  • Там же. С. 159.
  • СартрЖ.-П. Тошнота. М., 1994. С. 138-139.
  • Олянич А.В. Гастрономический дискурс в системе массовой коммуникации // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков. Человек и его дискурс. М., 2003.
  • Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. СПб., 1996. С. 5, 41, 74.
  • Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура. Литературная история гастрономических вкусов от античности до наших дней. Екатеринбург, 2004. С. 26, 29.
  • Рассадина С. Герменевтика удовольствия. Наслаждение вкусом. СПб., 2010. С. 198.
  • Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собр. соч. Т. 1. М.,1 992.
  • Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура... С. 18.
  • Там же. С. 34, 142.
  • Дюма А. Большой кулинарный словарь. М., 2006. С. 8.
  • Цит. по: Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура... С. 255.
  • Ребора Д. Происхождение вилки. История правильной еды. М., 2007. С. 17.
  • Там же. С. 191.
  • Ревель Ж.-Ф. Кухня и культура. С. 313.
  • Семантически создается адская кухня, подбираются блюда Калигулы, Великого инквизитора, Маркиза де Сада, кухня распада и разложения, используется кровь, готовятся блюда из кошек, собак и крыс и пр. - все, что может быть истоком ужасного и отвратительного.
  • Лукан М., Грей Д. Поваренная книга декаданса. М., 2004. С. 12.
  • Perpolitus - лат. «человек утонченный, интеллигентный, культурный».
  • Окунь А., Губерман И. Книга о вкусной и здоровой жизни. М., 2010. С. 65.
  • Гуревич А.Я. Пир // Словарь средневековой культуры. М., 2007. С. 359.
  • Скляренко Н.В. Трапеза - символ пищи духовной // Научная конференция аспирантов и соискателей: тез. докл. Ростов н/Д, 2001.
  • Однако чаще в симпозиумах важнее ритуалов и разговоров было развлечение, ибо участники занимались сексом с проститутками, друг с другом или прислужниками (Филипс Р. История вина. М., 2004. С. 67)
  • Цит. по: Рассадина С. Герменевтика удовольствия. С. 172.
  • Марков Б.Ф. Культура повседневности. СПб., 2008. С. 234.
  • Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. М.; СПб., 2001. С. 40.
  • Рассадина С. Герменевтика удовольствия. С. 87.
  • Там же. С. 169.
  • Филипс Р. История вина. С. 301, 305.
  • Distinction - англ. «различие, отличие; выдающиеся качества; оригинальность, индивидуальность; знак отличия»; distinctive - «отличительный, характерный».
  • Рассадина С. Герменевтика удовольствия. С. 190, 192.
  • РуссоЖ.-Ж. Эмиль, или о воспитании. СПб., 1913. С. 105.
  • Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т. 1. М., 1973. С. 120.
  • Там же. С. 121.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2012. № 3.
>> Архив журнала