Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М)

Колозариди П. В.
Видеоинтервью с помощью онлайн-приложений: методический опыт


Колозариди Полина Владимировна – аспирант факультета социологии

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Колозариди П. В. Видеоинтервью с помощью онлайн-приложений: методический опыт // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2014. № 38. С. 96-127.

Рубрика:

ОНЛАЙН-ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

Нередко возникает необходимость брать интервью у респондентов, географически удалённых друг от друга и интервьюера. Современные технологии позволяют делать это с помощью таких сервисов, как Skype, видеоприложение Google и других программ, обеспечивающих видеосвязь между пользователями. Если в одном исследовании используются оба метода – и интервью лицом к лицу и онлайн-интервью, необходимо понимать, сопоставимы ли результаты. Здесь предлагается анализ разнообразных технически опосредованных интервью и возможных различий между интервью лицом к лицу и с помощью онлайн-приложений. В результате выясняется, какие обстоятельства могут привести к искажению результатов и как этого избежать.

Ключевые слова:

интервью; качественные методы; качественные онлайн-исследования

Литература:

  1. Enochssona A.-B. Who Benefits from Synchronous Online Communication?: A Comparison of Face-to-face and Synchronous Online Interviews with Children Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 28. P. 15–22.
  2. Davidovich U., Uhr H. Qualitative Research Online: Self-reported Pros and Cons of Being Chat-interviewed Online with Web Cameras // General Online Research Conference (GOR), 2006.
  3. Evans A., Elford J. and Wiggins D. Using the Internet for Qualitative Research // The Sage Handbook of Qualitative Research in Psychology / Ed. C. Willig, W. Stainton-Rogers.. London: Sage, 2008.
  4. James N., Busher, H. Credibility, Authenticity and Voice: Dilemmas in Online Interviewing // Qualitative Research. 2006. Vol. 6. No. 3. P. 403–420.
  5. Stacey K., Vincent J. Evaluation of an Electronic Interview with Multimedia Stimulus Materials for Gaining in-depth Responses from Professionals // Qualitative Research. 2011. Vol. 11. No. 5. P. 605–624.
  6. Рождественская Е.Ю. Визуализация идентичности в Е-интервью: доклад // VI Всерос. конф., посвященная памяти первого декана факультета Социологии А.О. Крыштановского «Современная социология – современной России». М., 2012.
  7. Boellstorff T. et al. Ethnography and Virtual Worlds: A Handbook of Method. Princeton: Princeton Univ. Press, 2012.
  8. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебн. пособие. Самара: Самар. ун-т, 2002.
  9. Jerolmack C., Khan S. Talk Is Cheap Ethnography and the Attitudinal Fallacy // Sociological Methods & Research. 2014. Vol. 43(2). P. 178–209.
  10. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006.
  11. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001.
  12. Клименкова Т. Феминистские стратегии интервьюирования и анализа данных: по страницам статьи М. Девулт // Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: матер. семинаров / Под ред.
  13. М. Малышева. М., 1997.
  14. Jacobsson K., ?kerstr?m M. Interviewees with an Agenda: Learning from a ‘Failed’ Interview // Qualitative Research. 2013. Vol. 13. No. 6. P. 717–734.
  15. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.
  16. Рогозин Д.М. Влияние интервьюера на доступность респондентов в телефонном опросе // Социологический журнал. 2004. №1/2. С. 75–105.
  17. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социология: методология, методы, математические модели. 1995. № 5-6.
  18. Маслова О.М. Мир интервьюера: по данным формализованного и свободного интервью. // Социология: методология, методы, математические модели. 2000. № 12, С. 40–64.
  19. Vogl S. Telephone Versus Face-to-Face Interviews: Mode Effect on Semistructured Interviews with Children // Sociological Methodology. 2013. Vol. 43. P. 133–177.
  20. Trier-Bieniek A. Framing the Telephone Interview as a Participant-centred Tool for Qualitative Research: a Methodological Discussion // Qualitative Research. 2012. Vol. 12. P. 630–644.
  21. Holt A. Using the Telephone for Narrative Interviewing: a Research Note // Qualitative Research. 2010. Vol. 10. P. 113–121.
  22. Матовская А.В. Использование невербальной информации в личном интервью // Социологические исследования. 2006. №3. С. 104–112.
  23. Irvine A., Drew P., Sainsbury R. ‘Am I not Answering Your Questions Properly?’ Clarification, Adequacy and Responsiveness in Semi-structured Telephone and Face-to-face Interviews // Qualitative Research. 2013. Vol. 13. P. 87–106.
  24. Chaney B.H. Barry A.E., Chaney J.D., Stellefson M.L., Webb M.C. Using Screen Video Capture Software to Aide and Inform Cognitive Interviewing // Quality & Quantity. 2012. URL: http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs11135-012-9669-4.
  25. Hanna P. Using Internet Technologies (Such as Skype) as a Research Medium: a Research Note // Qualitative Research. 2012. Vol. 12. No. 2. P. 239–242.
  26. Deakin H., Wakefield K. SKYPE Interviewing: Reflections of Two PhD Researchers // Qualitative Research. 2014. Vol. 14. No. 5. P. 603–616.
  27. Deviatko I.F. Digitalizing Russia: The Uneven Pace of Progress Toward ICT Equality // The Digital Divide: The Internet and Social Inequality in International Perspective. Routledge, 2013. P. 118–133.
  28. Колозариди П.В. Чем онлайн отличается от оффлайна, и какой теоретический смысл есть в этом различии // ИНТЕР. 2014. № 7. C. 117–123.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2014. № 38.
>> Архив журнала


полная версия страницы

© 1998-2018. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)