Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)Максимова А. С.Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей музеев

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)

Максимова А. С.

Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей музеев


Максимова Алиса Сергеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
аспирант департамента социологии

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Максимова А. С. Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей музеев // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2014. № 39. С. 157-188.

Рубрика:

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ

Аннотация:

Представлен аналитический обзор исследований музейных посетителей: рассматриваются этапы развития этой области, основные концепции, методы и стратегии. Выделяется три подхода к изучению музейной публики: бихевиористский, когнитивистский и интерпретативистский. Выявляется связь этих подходов с трансформацией представлений о том, что такое посещение музея, описываются характерные для каждого из подходов методы. Автор раскрывает ряд аспектов посещения музея, которые представляют интерес с точки зрения социологической проблематики.

Ключевые слова:

музейные исследования; посетители музеев; исследования аудитории

Литература:

  • Hooper-Greenhill E. Museums and the Shaping of Knowledge. L.: Routledge, 1992.
  • Bennett T. The Birth of the Museum: History, Theory, Politics. L.: Routledge, 1995.
  • Hooper-Greenhill E. Museums and Their Visitors. L.: Routledge, 1994.
  • Hein G. Learning in the Museum. L.: Routledge, 1998.
  • McManus P. Museum and Visitor Studies Today / Keynote Address, US Conference 1995 // Visitor Studies: Theory, Research and Practice. 1996. Vol. 8. No. 1. P. 1–12.
  • Hooper-Greenhill E. Studying Visitors // A Companion to Museum Studies / Ed. by S. Macdonald. Malden, Mass.; Oxford: Blackwell Publishing, 2006.
  • Розенталь Л.В. Как вести изучение музейного зрителя // Публика художественных музеев и выставок в России: социологические свидетельства 1920–1930-х годов / Вступ. ст., сост., прим. Ю.У. Фохт-Бабушкина. СПб.: Алетейя, 2014.
  • Дубин Б. Архив и высказывание: к социологии музея в современной России // Вестник общественного мнения. 2011. № 3 (109). С. 106–109.
  • McClellan A. A Brief History of the Art Museum Public // Art and Its Public: Museum Studies at the Millenium. New Interventions in Art History. Oxford: Black¬well Publishing, 2004.
  • Gilman B. Museum Fatigue // The Scientific Monthly. 1916. Vol. 2. P. 62–74.
  • Bitgood S., Shettel H. An Overview of Visitor Studies // The Journal of Museum Education. 1996. Vol. 21. No. 3. P. 6–10.
  • Сивак E. История оценочных исследований в образовании в США: аналитический обзор // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2011. №. 33. С. 112–135.
  • Bourdieu P., Darbel A. The Love of Art: European Art Museums and their Public. Cambridge: Polity Press, 1991.
  • DiMaggio P. Audience Studies of the Performing Arts and Museums: A Critical Review. Research Division Report No. 9. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ ED163553.pdf (date of access: 01.10.2014).
  • Shettel H. Strategies for Determining Exhibit Effectiveness: Final Report // American Institutes for Research. Pittsburgh: PA, 1968.
  • Miles R. A Natural History Museum in Transition: Reflections on Visitor Studies in Practice // Visitor Studies. 2007. Vol. 10. No. 2. P. 129–135.
  • Diamond J. The Behavior of Family Groups in Science Museums // Curator: The Museum Journal. 1986. Vol. 29. Iss. 2. P. 139–154.
  • Kirchberg V., Kuchar R. States of Comparability: A Meta-Study of Representative Population Surveys and Studies on Cultural Consumption // Poetics. 2014. Vol. 43. P. 172–91.
  • Фохт-Бабушкин Ю.У. Первые шаги конкретно-социологических исследований аудитории изобразительного искусства // Публика художественных музеев и выставок в России: социологические свидетельства 1920–1930-х годов / Вступ. ст., сост., прим. Ю.У. Фохт-Бабушкина. СПб.: Алетейя, 2014.
  • Приселков М.Д. Историко-бытовые музеи: Задачи, построение, экспозиция (1926) // Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков: сб. док. и матер. / Отв. ред. Э.А. Шулепова. М.: Этерна, 2010.
  • Ананьев В.Г. Изучение музейной аудитории в 1920-е годы: по архивным материалам // Диалог со временем. 2012. Вып. 41. С. 367–373.
  • Розенталь Л.В. Учет состава музейных зрителей: опыт Третьяковской галереи // Публика художественных музеев и выставок в России: cоциологические свидетельства 1920–1930-х годов / Вступ. ст., сост., прим. Ю.У. Фохт-Бабушкина. СПб.: Алетейя, 2014.
  • Соколова В. Из экскурсионной практики // Публика художественных музеев и выставок в России: Социологические свидетельства 1920–1930-х годов / Вступ. ст., сост., прим. Ю.У. Фохт-Бабушкина. СПб.: Алетейя, 2014.
  • Преображенский В.А. Изучение зрителя и учет работы выставки-передвижки // Публика художественных музеев и выставок в России: cоциологические свидетельства 1920–1930-х годов / Вступ. ст., сост., прим. Ю.У. Фохт-Бабушкина. СПб.: Алетейя, 2014.
  • Тюрина Е.А. Музейный зритель в процессе художественно-воспитательной работы: опыт изучения // Публика художественных музеев и выставок в России: социологические свидетельства 1920–1930-х годов / Вступ. ст., сост., прим. Ю.У. Фохт-Бабушкина. СПб.: Алетейя, 2014.
  • Розенталь Л.В. Циркуляция публики по Галерее // Публика художественных музеев и выставок в России: социологические свидетельства 1920–1930-х годов / Вступ. ст., сост., прим. Ю.У. Фохт-Бабушкина. СПб.: Алетейя, 2014.
  • Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей: конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века: история и методология. СПб.: Алетейя, 2001.
  • Иевлева Н.В., Потапова М.В. Музей и публика. 2013. URL: http://www. museum.ru/doc/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B8_%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf (дата обращения: 01.10.2014).
  • Козиев В.Н., Петрунина Л.Я. Динамика посещаемости художественных музеев (1985–2006) // Социологические исследования. 2008. № 10. С. 104–113.
  • Козиев В.Н., Потюкова Е.В. Музей и общество. СПб.: Алетейя, 2015.
  • Петрунина Л.Я. Два лица одного музея. «Ночь музеев» в Третьяковской галерее // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 60–66.
  • Петрунина Л.Я. Публика художественных музеев // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 63–74.
  • Lehn D., vom. Embodying Experience: A Video-based Examination of Visitors’ Conduct and Interaction in Museums // European Journal of Marketing. 2006. Vol. 40. P. 1340–1359.
  • Macdonald S. Accessing Audiences: Visiting Visitor Books // Museum and Society. 2005. Vol. 3. No. 3. P. 119–36.
  • Eliott P., Loomis R. Studies of Visitor Behavior in Museums and Exhibitions: An Annotated Bibliography of Sources Primarily in the English Language. Smithsonian Institution, Washington, D.C. Office of Museum Programs, 1975.
  • Serrell B. Paying Attention: Paying Attention: The Duration and Allocation of Visitors’ Time in Museum Exhibitions // Curator: The Museum Journal. 1997. Vol. 40. Iss. 2. P. 108–125.
  • Yalowitz S., Bronnenkant K. Timing and Tracking: Unlocking Visitor Behavior // Visitor Studies. 2009. No. 12(1). P. 47–64.
  • Klein H. Tracking visitor circulation in museum settings // Environment and Behavior. 1993. No. 25. P. 782–800.
  • Uzzell D. Contrasting Psychological Perspectives on Exhibition Evaluation // Museum Visitor Studies in the 90s / Ed. by S. Bicknell, G. Farmelo. L.: Science Museum, 1998.
  • Macdonald S. Behind the Scenes at the Science Museum. Oxford; N.Y.: Berg, 2002.
  • Heath C., Lehn D., vom. Configuring ‘Interactivity’: Enhancing Engagement in Science Centres and Museums // Social Studies of Science. 2008. Vol. 38. No 1. P. 63–91.
  • Heath C., Lehn D., vom, Osborne J. Interaction and Interactives: Collaboration and Participation with Computer-based Exhibits // Public Understanding of Science. 2005. Vol. 14. P. 91–101.
  • Falk J., Dierking L. Learning from Museums: Visitor Experiences and the Making of Meaning. Walnut Creek, CA: AltaMira Press, 2000.
  • Jafari A., Taheri B., Lehn D., vom. Cultural consumption, interactive sociality, and the museum // Journal of Marketing Management. 2013. Vol. 29. Iss. 15–16. P. 1729–1752.
  • Coffee K. Audience Research and the Museum Experience as Social Practice // Museum Management and Curatorship. 2007. Vol. 22. No. 4. P. 377–389.
  • Leinhardt G., Crowley K. Objects of Learning, Objects of Talk: Changing Minds in Museums // Multiple Perspectives on Children’s Object-Centered Learning in Museums / Ed. by S. Paris. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2002.
  • Lehn D., vom, Heath C., Hindmarsh J. Exhibiting interaction: Conduct and collaboration in museums and galleries. Symbolic Interaction. 2001. Vol. 24. No. 2. P. 189–216.
  • Scott S., Hinton-Smith T., Harma V., Broome K. Goffman in the Gallery: Interactive Art and Visitor Shyness // Symbolic Interaction. 2013. Vol. 36. No. 4. P. 417–438.
  • Bitgood S. The Hein-Miles Debate: An Introduction, Explanation, and Commentary // Visitor Behavior. 1997. Vol. 12. No. 3. P. 3–7.
  • Dierking L., Falk J. Family Behavior and Learning in Informal Science Settings: A Review of the Research // Science Education. 1994. Vol. 78. Iss. 1. P. 57–72.
  • Falk J., Moussouri T., Coulson D. The Effect of Visitors’ Agendas on Museum Learning // Curator: The Museum Journal. 1998. Vol. 41. Iss. 2. P. 107–120.
  • Katz-Gerro T. Cultural Consumption Research: Review of Methodology, Theory, and Consequence // International Review of Sociology: Revue Internationale de Sociologie. 2004. Vol. 14. No. 1. P. 11–29.
  • Fyfe G. Sociology and Social Aspects of Museums // A Companion to Museum Studies / Ed. S. Macdonald. Malden, Mass.; Oxford: Blackwell Publishing, 2006.
  • Griswold W., Mangione G., McDonnell T. Objects, Words, and Bodies in Space: Bringing Materiality into Cultural Analysis // Qualitative Sociology. 2013. Vol. 36. Iss. 4. P. 343–64.
  • Farkhatdinov N. Beyond Decoding: Art Installations and Mediation of Audiences // Music and Arts in Action. 2014. Vol. 4. No. 2. P. 52–73.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2014. № 39.
>> Архив журнала