Институт социологии
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Горшков М. К., Трофимова И. Н.
Образование как фактор и ресурс гражданского участия и демократического развития общества

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.1.4144

Горшков Михаил Константинович – доктор философских наук, академик РАН, директор Института социологии РАН
Трофимова Ирина Николаевна – доктор политических наук, ведущий научный сотрудник

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Горшков М. К., Трофимова И. Н. Образование как фактор и ресурс гражданского участия и демократического развития общества // Социологическая наука и социальная практика. 2016. № 1. С. 5-19.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.1.4144

Аннотация:

В статье на основе результатов репрезентативных социологических опросов, проведённых как в нашей стране, так и за рубежом, рассматривается проблема влияния образования на уровень и качество гражданского участия. Теоретико-методологической базой исследования выступает совокупность положений, раскрывающих комплексность, изменчивость и страновую специфику образовательных эффектов в общественно-политической сфере. Особое внимание уделено проблеме взаимодействия образовательных потенциалов индивидов, социальных групп и общества в целом в различных общественных и политических практиках. Показано, что в зависимости от характера и содержания данного взаимодействия можно говорить об абсолютном, релятивном и кумулятивном эффектах образования в сфере гражданского участия. Более высокий уровень образования обусловливает повышение интереса граждан к различным формам и практикам общественной и политической деятельности, рост мотивации к большему самовыражению и самореализации. Анализ также показал, что образовательный потенциал россиян пока слабо реализуется в социально-политической сфере, что в свою очередь ограничивает возможность формирования новых актуальных знаний, концептов и представлений о более эффективной организации жизни российского общества. Образование и гражданское участие – это сложные социальные феномены, связь между которыми носит комплексный и динамичный характер. Именно в процессе повседневного участия, а не в ходе выходящих за правовые рамки экстремальных событий происходит утверждение гражданских ценностей, закрепляются соответствующие навыки, формируются идентичности, познаётся социальная реальность.

Ключевые слова:

образование; гражданское участие; гражданский активизм; эффекты образования; общество; индивид; общественные и политические институты

Литература:

  1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014. – 500 с.
  2. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова, Р. Крумма. М.: Весь мир, 2011. – 325 с.
  3. Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодёжи. М.: ЦСП, 2008. – 550 с.
  4. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / под ред. Г. А. Ключарева. М.: ИС РАН, 2008. – 400 с.
  5. Политика. Государство. Управление: Сборник статей. М.: ИД-КДУ, 2014. – 408 с.
  6. Психология политического восприятия в современной России / под ред Е. Шестопал. М.: РОССПЭН, 2012. –422 с.
  7. Пушкарева Г. В. Homo politicus: человек политический. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2014. – 336 с.
  8. Citizen Competence and Democratic Institutions / Ed. by Elkin S. L., Soltan K. E. University Park, PA: Pennsylvania State University Press, 1998. – 427 p.
  9. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. L-A.: Indo-European Publ., 2011. – 421 p.
  10. English С. Civic Engagement Highest in Developed Countries. 18.01.2011 [Электронный ресурс] // Gallup. сom. 18.01.2011 [Электронный ресурс] // Gallup World URL: http://www.gallup.com/poll/145589/civic-engagement-highest-developed-countries.aspx#2 (Дата обращения: 20.09.2015).
  11. Improving Health and Social Cohesion through Education. OECD, 2010. – 222 p.
  12. Nie N. H., Junn J., Stehlik-Berry K. Education and Democratic Citizenship in America. Chicago: University of Chicago Press, 1996. – 290 p.
  13. Nussbaum M. C. Not for Profit: Why Democracy Needs the Humanities. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2012. – 168 p.
  14. Offe C., Preuss U. Democratic institutions and moral resources // Political theory today. Ed. by D. Held. Cambridge: Polity, 1991. – 360 p.
  15. Putnam R. D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon and Schuster, 2001. – 541 p.
  16. World Value Survey [Электронный ресурс] // URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp (Дата обращения: 20.09.2015).

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2016. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: