Журнал: ВластьХошев А. Ю.Этнархия: типология светской власти духовенства в истории Восточной Церкви

Журнал: Власть

Хошев А. Ю.

Этнархия: типология светской власти духовенства в истории Восточной Церкви


Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Хошев А. Ю. Этнархия: типология светской власти духовенства в истории Восточной Церкви // Власть. 2016. Том. 24. № 9. С. 142-147.

Рубрика:

РЕЛИГИЯ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО

Аннотация:

Наряду с Западной церковью, где теократическая форма правления исторически представлена в виде папства и обрела богословское осмысление в теории «двух мечей», в православной и древней Восточной церквах элементы теократии также получили некоторое распространение в виде этнархии – совмещения духовной и гражданской власти духовенства в автономных христианских общинах, проживавших в условиях иноверного господства. Данная практика носила вынужденный характер, и, в отличие от папства, христианский Восток никогда не претендовал на ее специальное обоснование, что, впрочем, не умаляет ее значения в истории. Статья посвящена анализу правовых источников и исторических оснований этнархии, а также роли этого феномена в истории восточного христианства.

Литература:

  • Аншаков Ю.П. 1998. Становление Черногорского государства и Россия (1798–1856). М.: Институт славяноведения РАН. 387 с.
  • Вайсс Б.Д. 2008. Дух мусульманского права. Усул ал-фикх. М.-СПб: Диля. 234 с.
  • Гаген С.Я. 2007. Императорский суд и судьи палеологовской Византии (1261–1453): дис. … к.ю.н.. Екатеринбург. 292 с.
  • Иванова О.В., Литаврин Г.Г. 1985. Славяне и Византия. – Раннефеодальные государства на Балканах, VI–XII вв. (под ред. Г.Г. Литаврина). М.: Наука. С. 34-98.
  • Петр Петрович (Његуш), митр. Цетиньский. 1835. Кратка история Црне Горе. – Грлица. Календар Црногорски. Цетиње. 136 с.
  • Роганович И. 1899. Черногорская теократия. Казань. 96 с.
  • Рудоквас А.Д. 1998. Юрисдикция епископского суда в области гражданского судопроизводства Римской империи в IV в. н.э. – IVS ATIQVVM. Древнее право. № 1(3). С. 93-101.
  • Скобей Г.И. 2010. Значение власти Константинопольского патриарха в турецкий период (XV–XVIII века). – Церковь и время. № 50. С. 165-178.
  • Andrekos V., Michalis N. 2013. The Archbishops of Cyprus in the Modern Age: The Changing Role of the Archbishop-Ethnarch, their Identities and Politics. Cambridge. 365 p.
  • Andri? I. 2004. Polo?aj Pe?ke patriar?ije u Osmanskom Carstvu od 1557 do 1690 godine. Zagreb. 20 p.
  • Fattal A. 1951. Comment les Dhimmis ?taient jug?s en terre d’Islam. – Cahiers d’histoire ?gyptienne. № 3. Cairo. P. 321-341.
  • Fine J. 1994. The Late Medieval Balcans: A Critical Survey from the Late Twelfth Century to the Ottoman Conquest. University of Michigan Press. 683 p.
  • Ibn Khaldun. 2005. The Muqaddimah. An Introduction to History (transl. by F. Rosenthal). Princeton University Press. 465 p.
  • Al-Mawardi Abu’l Hasan. 1984. Les statuts gouvernementauх, ou R?gles de droit public et administratif (traduit par E. Fagnan). Alger. 584 p.
  • ??????? ??? ????????? ????????? ???????? ??? ?? ????????? (1788). – ??????? ??????? ??? ?. ?. ?????. ???????????. 1960. 326 ?.
  • Nomocanon a Gregorio Abulpharagio Bar-Hebraeo. – Syriace compositus et a Iosepho Aloysio Assemano in Latiman Linguam conversus. Scriptorum veterum nova collectio e Vaticanis codicibus. Tomus X. Pars II (ed. by A. Mai). Roma. 1838. P. 1-268.
  • Pantazopoulos N.J. 1961. Community Laws and Customs of Western Macedonia under Ottoman Rule. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies. 22 p.
  • Pantazopoulos N.J. 1967. Church and Law in the Balkan Peninsula during the Ottoman Rule. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies. № 92. 121 p.
  • Vanezis P.N. 1974. Makarios: Pragmatism v. Idealism. London. 203 p.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2016. Том. 24. № 9.
>> Архив журнала