Журнал: ВластьФилоненко В. И., Штомпель Л. А., Штомпель О. М., Понеделков А. В.Культурные аспекты исторической памяти российских студентов

Журнал: Власть

Филоненко В. И., Штомпель Л. А., Штомпель О. М., Понеделков А. В.

Культурные аспекты исторической памяти российских студентов




Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Филоненко В. И., Штомпель Л. А., Штомпель О. М., Понеделков А. В. Культурные аспекты исторической памяти российских студентов // Власть. 2016. Том. 24. № 9. С. 155-163.

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация:

Историческая память рассматривается в качестве проекции культурной памяти, выходящей за рамки опыта отдельного индивида и воплощенной в различных текстах культуры. С этой точки зрения исследуется культурная грамотность российских студентов, содержание, каналы и формы трансляции которой меняются в транзитивном обществе. Сохранение исторической памяти дает возможность студенческой молодежи адекватно вписываться в мир общих для россиян ценностных предпочтений, идеалов, норм поведения и коммуницирования, что является важным фактором стабилизации социального порядка. Данные теоретические положения конкретизируются в ходе авторских социологических исследований историко-культурной компетентности студентов вузов Ростовской области, проведенных в 2014 и 2012, 2015 гг. В частности, зафиксирован ряд противоречий, которые свидетельствуют о недостатках в воспитании и обучении учащейся молодежи.

Литература:

  • Ассман Я. 2004. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры. 368 с.
  • Брега С.С. 2010. Воздействие нарративов на систему ценностей современного студенчества. – Социология образования. № 6. С. 90-96.
  • Бритвина И.Б. 2015. Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне. – Социс. Социологические исследования. № 5. С. 18-21.
  • Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне» (под общ. ред. Ю.Р. Вишневского). 2015. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета.
  • Гарфинкель Г. 2007. Исследования по этнометодологии. СПб: Питер. 335 с.
  • Горшков М.К., Шереги Ф.Э. 2009. Молодежь России: демографические тенденции и историческое сознание. – Мониторинг общественного мнения. № 6. С. 5-36.
  • Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фомичев Ю.К. 1989. Историческое сознание: опыт социологического исследования. – Вопросы истории. № 6. С. 118-129.
  • Историческая память: преемственность и трансформации: круглый стол. 2002. – Социс. Социологические исследования. № 8. С. 76-85.
  • Историческая память в массовом сознании российского общества (Результаты социологического мониторинга). 2003. – Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. № 2.
  • Мерзлякова И.Л., Линченко А.А., Овчинникова Э.В. 2014. Об историческом сознании современной студенческой молодежи. – Социс. Социологические исследования. № 12. С. 89-96.
  • Семилет Т.К. 2004. Культурвитализм – концепция жизненных сил культуры. Барнаул: Изд-во АГУ. 144 с.
  • Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области (сравнительный анализ результатов исследований 2006, 2011 и 2013 годов): научно-методическая монография (под общ. ред. В.И. Филоненко; науч. ред. И.А. Гуськов). 2014. М.: Вузовская книга. 516 с.
  • Тощенко Ж.Т. 1998. Историческая память и социология. – Социс. Социологические исследования. № 5. С. 3-7.
  • Уровень культурной компетентности первокурсников вузов Ростовской области (результаты социологического исследования): монография (под общ. ред. В.И. Филоненко). 2014. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 170 с.
  • Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Магранов А.С., Штомпель О.М., Никулина М.А., Ткачев М.В. 2015. Великая Отечественная война в представлениях учащихся вузов: формирование российской гражданской идентичности (анализ результатов социологических исследований): монография (под общей ред. В.И. Филоненко, Л.А. Штомпель, А.С. Магранова). Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 364 с.
  • Хальбвакс М. 2005. Коллективная и историческая память. – Неприкосновенный запас. № 2-3(40-41). С. 8-27.
  • Цветкова И.В. 2014. Поколенческие различия и динамика патриотических ценностей (на примере г. Тольятти). – Социс. Социологические исследования. № 3. С. 45-51.
  • Шюц А. 2004. Чужак. – Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН. С. 533-549.
  • Hirsch E.D., Jr. 1988. Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. NY: Knopf Doubleday Publishing Group. 272 p.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2016. Том. 24. № 9.
>> Архив журнала