Журнал: Социологическая наука и социальная практикаАрутюнова Е. М.Язык как базовый элемент культуры и зона риска в социальном пространстве

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Арутюнова Е. М.

Язык как базовый элемент культуры и зона риска в социальном пространстве

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.4.4765
Арутюнова Екатерина Михайловна
Институт социологии РАН
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Арутюнова Е. М. Язык как базовый элемент культуры и зона риска в социальном пространстве // Социологическая наука и социальная практика. 2016. Том. 4. № 4. С. 106-113.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.4.4765

Рубрика:

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

Выражение признательности

социокультурном и этнорелигиозном контекстах» (2014—2016)

Аннотация:

Статья посвящена анализу некоторых проблем функционирования этнических языков в социальной практике современной России. Зона риска в этноязыковой сфере в нашей стране обусловлена несколькими причинами. С одной стороны, Конституция РФ относит управление сферой национальных культур и языков к сфере компетенции республик; с дру­гой стороны, по опыту 1990-х гг. именно интересы языка — один из основных мобилизующих факторов, с которым были связаны самые громкие лозунги национальных движений в респу­бликах. При этом правовое государство подразумевает обеспечение соблюдения прав человека и гражданина, в том числе в этнокультурной и этноязыковой сферах. На материалах общерос­сийских опросов показано, что язык остаётся одним из важнейших факторов, объединяющих людей одной национальности, причём для русских это является сейчас не менее значимым, чем для людей других национальностей. Затронут вопрос специфики ситуаций с государ­ственными языками в республиках, проанализированы с точки зрения функционирования государственных языков некоторые проблемы школьного образования на примере Татарстана.

Ключевые слова:

этнические языки; государственные языки; республики; этнокультурное образование

Литература:

  • Арутюнова Е. М. Русский язык в школах республики Татарстан: измерения проблемы // Государственные языки Республики Татарстан: множественность изме¬рений. Сборник очерков / под ред. Г. Ф. Габдрахмановой, Г. И. Макаровой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2014. - С. 108-120.
  • Государственные языки Республики Татарстан: множественность измере¬ний. Монография / под ред. Г. Ф. Габдрахмановой, Л. В. Сагитовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. - 236 с.
  • Программа народных инициатив ОНФ. 2011. 23 октября. [Электронный ре¬сурс]: Единая Россия. Официальный сайт партии. URL: https://er.ru/news/64014/ (дата обращения: 20.11.2016).
  • Сагитова Л. В. Динамика билингвизма в Татарстане: результаты язы¬ковой политики правительства и социально-экономическая конъюн¬ктура // Консолидирующие идентичности и модернизационный ресурс в Татарстане - М.: Институт социологии РАН, 2012. - С. 26-46. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Института социологии РАН, URL: http://www.isras. ru/inab 2012 06.html (дата обращения: 20.11.2016).
  • 89 родных языков. Обзор: Изучение национальных языков в республиках и округах России. 2014 г. 1 мая. [Электронный ресурс]: Национальный акцент. URL: http://nazaccent.ru/content/11552-89-rodnyh-vazykov.htmI (дата обращения: 20.11.2016).

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2016. Том. 4. № 4.
>> Архив журнала