Журнал: Социологический журналКонстантиновский Д. Л.Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи

Журнал: Социологический журнал

Константиновский Д. Л.

Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2014.3.512
Константиновский Давид Львович
Институт социологии РАН
зав. Отделом социологии образования, доктор социологических наук

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Константиновский Д. Л. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи // Социологический журнал. 2014. № 3. С. С. 55-69.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2014.3.512

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

№ 14-18-01985) в Федераль-ном государственном бюджетном учреждении науки Институте социологии РАН

Аннотация:

Среди научных и практических проблем, актуализировавшихся в последнее время, — взаимодействие системы образования, рынка труда и социального поведения молодежи, совершенствование соответствия каждой из этих составляющих двум другим. Появилось значительное число как страновых, так и межстрановых эмпирических исследований, анализирующих данную проблему. Вместе с тем внимание специалистов обычно направлено на какие-то два элемента из трехэлементной системы. Назрела необходимость продвижения в направлении комплексного исследования. Такой проект инициирован социологами Института социологии РАН и поддержан Российским научным фондом. В статье на основе обобщения существующих данных статистики и социологических исследований предлагается доступное на сегодня представление о рассматриваемой проблеме.Отмечается, что рынок труда неразрывно связан со сферой образования и социальным поведением молодежи при выборе образовательной и профессиональной карьер и вместе с тем функционирует весьма автономно по отношению к ним. Его сигналы добираются до молодежи с искажениями, что мешает молодым людям верно ориентироваться в ситуации. Система образования функционирует вполне автономно относительно рынка труда и в тесной связи с социальным поведением молодежи. Прямым потребителем так называемых образовательных услуг стало население. Отсюда — ориентация учебных заведений на потребности семей (вернее, на то, как семьи понимают свои потребности).При анализе рассматриваются дифференциация в сфере образования, существующее неравенство получения качественного образования и другие социальные проблемы. Изложенные соображения составят основу концепции исследовательского проекта.

Ключевые слова:

образование; рынок труда; молодежь; социальное поведение; образовательные и профессиональные траектории; социальное управление

Литература:

  • Гаспаришвили А.Т., Ионов А.А., Рязанцев В.В., Смоленцева А.Ю. Учитель в эпоху перемен. М.: Логос, 2006. — 176 c.
  • Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. — 232 c.
  • Ключарёв Г.А. Дополнительное профессиональное образование: особенности, эффективность, перспективы // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 83–92.
  • Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. — 552 с.
  • Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСПиМ, 2014. — 548 с.
  • Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Рабочая молодежь России: количественное и качественное измерения. М.: ИС РАН, ЦСО МОН, 2013. — 277 с., 1CD.
  • Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хох-лушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998–2008 годы. М.: ЦСПиМ, 2011. — 296 с.
  • Окольская Л.А. Жизненные ценности в учебниках для старшей школы // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 93–125.
  • Попова Е.С. Мотивация и выбор в образовательных стратегиях моло-дежи // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 3–37.
  • Попова Е.С. Исследование социальных аспектов формирования моти-вации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к опера-ционализации // Вопросы образования. 2012. № 4. C. 69–81.
  • Шереги Ф.Э., Ключарев Г.А. Партнерское взаимодействие компаний, вузов и научно-исследовательских организаций для реализации науч-ных программ и инновационного производства. (Концептуальная про-грамма и метод социологического исследования): Метод. пособ. по при-кладной социологии для социологических факультетов университетов. Выпуск 4. М.: ЦСПиМ, 2013. — 211 с.
  • Konstantinovskiy D. Social Inequality and Access to Higher Education in Russia // European Journal of Education. Wiley-Blackwell. March 2012. Vol. 47. No. 1. P. 9–24.
  • Konstantinovskiy D. Educational Inequality in Russia: from the School to the Labour Market // Social Stratification in the BRIC Countries: Change and Perspective. Beijing: Institute of Sociology CASS, 2011. P. 361–378.
  • Latova N., Latov Y. “Capital Cities Centrism” As the Cause of Social Ine-quality in the Russian System of Higher Education // Russian Education and Society. 2013. Vol. 55. Is. 6. P. 53–83.
  • Popova E.S. School students and their motivation in education: Moving from theory to research design and operationalization // Polish and Russian Youth: Education and Work in Changing Society / Ed. by K. Szafraniec and D. Konstantinovskiy. Moscow: Institute of Sociology Russian Academy of Sciences, 2013. Р. 150–162. — Electronic edition, 1CD.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2014. № 3.
>> Архив журнала