Институт социологии
Российской академии наук

Журнал: Гуманитарий Юга России

Руденко А. М., Могилевская Г. И.
Феномен репрессивного смеха в культуре киберпространства

DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.4.15

Руденко Андрей Михайлович – Доктор философских наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
Могилевская Галина Исаевна – кандидат философских наук, доцент

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Руденко А. М., Могилевская Г. И. Феномен репрессивного смеха в культуре киберпространства // Гуманитарий Юга России. 2017. № 4. С. 158-166.
DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.4.15

Рубрика:

КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация:

В статье исследуются особенности Интернета, превращающие его в актуальное поле современной смеховой культуры. Интернет-пространство обретает черты карнавальности, что выражается в отсутствии границ между зрителями и участниками, правила, которые существуют в этом пространстве, отличаются от повседневных норм, но, главное, что это сфера игрового пространства, где исчезает граница между осуждаемым и одобряемым, где сняты все антиномии мира повседневности.Анализируются особенности проявления карательной функции смеха в киберпространстве, даются оценки эффективности репрессивного воздействия социальных сетей. Выявляются такие свойства социальных сетей, как интерактивность, ризомность, отсутствие единого центра, доминирование слабых связей, позволяющие превратить социальные сети в действенный репрессивный механизм. Исследуются причины, которые мешают обществу своевременно и адекватно реагировать на новые вызовы.

Ключевые слова:

смех; смеховая культура; Интернет; репрессия; карнавал; социальные сети; функции смеха

Литература:

  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. : Художественная литература, 1990. 543 с.
  2. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе : сб. в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. М., 1993. С. 341–345.
  3. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. М. : Наука, 1992. С. 7–19.
  4. Карасев Л.В. Философия смеха. М. : РГГУ, 1996. 226 с.
  5. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М. : Лабиринт, 2007. 256 с.
  6. Борев Ю.Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М. : Искусство, 1970. 268 с.
  7. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л. : Наука, 1984. 295 с.
  8. Гегель. Эстетика : в 4 т. / под ред. М. Лифшица. М. : Искусство, 1978.
  9. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М. : Азбука, 2011. 288 с.
  10. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М. : Прогресс, 1998. 464 с.
  11. Чичина Е.А. Масса: трансформации в пространстве Интернета // Современная теория, философия и методология исследований культуры : сб. ст. СПб. : Эйдос, 2012. С. 677–693.
  12. Могилевская Г.И. Киберпространство как актуальное поле смеховой культуры современного массового человека // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 909–912.
  13. Зарубина Н.Н. Смеховая культура как фактор толерантности к новым социальным группам в российском обществе // Общественные науки и современность. 2006. № 5. С. 155–166.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: