Институт социологии
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Клименко Л. В., Посухова О. Ю., Агрызкова Ю. К.
Профессиональная идентичность учителей городских школ Юга России

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.3.5356

Клименко Людмила Владиславовна – Доктор социологических наук, доцент
Посухова Оксана Юрьевна – кандидат социологических наук, доцент
Агрызкова Юлия Константиновна – аспирант

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Ссылка при цитировании:

Клименко Л. В., Посухова О. Ю., Агрызкова Ю. К. Профессиональная идентичность учителей городских школ Юга России // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 3. С. 72-87.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.3.5356

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье анализируются возрастные особенности профессиональной идентичности школьных учителей Ростова-на-Дону средних по численности населения городов Ростовской области. На материалах опроса 1018 педагогов показано, что учителя достаточно критично оценивают престижность своей профессии в российском обществе. Свое материальное и со­циальное самочувствие они оценивают скорее как удовлетворительное. Большинство опро­шенных педагогов подвергаются прекариатизации, когда фиксируется увеличение за последние годы всех видов трудовой нагрузки (составление отчетности, работа по подготовке и проведению уроков в условиях внедрения новых стандартов, форм и методов обучения, внеурочная занятость, индивидуальная работа с обучающимися). В этих условиях профессиональная идентичность педагогов ослабляется и уступает по степени значимости примордиальным (семья, возрастные группы) и мировоззренческим общностям. Особенно это заметно среди молодых учителей крупного города и педагогов старшего возраста в средних по численности городах.

Ключевые слова:

учителя; профессиональная идентичность; городские школы; прекариатизация; возрастная специфика; социальное самочувствие

Литература:

  1. Вольчик В. В., Посухова О. Ю. Прекариат и профессиональная идентичность в контексте институциональных изменений // TERRA ECONOMICUS. 2016. Т. 14. № 2. С. 159-173.
  2. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013—2020 годы». Распоряжение Правительства РФ от 2 ноября 2012 г. № 2148-р [Электронный ресурс] // Гарант: [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/70265348/ (дата обращения: 20.06.2017).
  3. Данилова Е. Н. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологический журнал. 2000. № 3-4. С. 76-86.
  4. Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Гендерные аспекты прекариатизации труда в российском обществе // Женщина в российском обществе. 2017. №1. С. 29-40.
  5. Кулагина Е. В., Елисеева М. А. Ресурсы педагогических работников школ на этапе модернизации образования: опыт Москвы, России и развитых стран // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 111-121.
  6. Открытые данные. 2017. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: [веб-сайт]. URL: М1р://открытые-данные минобрнауки. рф/рреп4а1а/7710539135-83пкА (дата обращения: 22.02.2017).
  7. Профессия «учитель»: вчера и сегодня [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Пресс-выпуск 2016. № 3185: [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115829 (дата обращения: 21.02.2017).
  8. Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / М. К. Горшков [и др.]; отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов; Институт социологии РАН. М.: Весь Мир, 2015. 432 с.
  9. Тихонова Н. Е., Мареева С. В. Средний класс: теория и реальность / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева. М.: Альфа-М, 2009. 320 с.
  10. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1993. № 3-4. С. 167-174.
  11. Klimenko L. V., Posukhova O. Y Signs and Scope of Precarization of Labor Relations in Modem Russia // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 18. P. 11061-11072.
  12. Labour Market and Precarity of Employment: Theoretical Reflections and Empirical Data from Hungary and Russia / Ed. by Bobkov V., Csoba J., Herrmann P. Bremen: Wiener Verlag fuer Sozialforschung, 2014.
  13. Pinskaia M. A., Kosaretskii S. G., Iiastrebov G. A., Grunicheva I. G. Access to Education. An Assessment of the Situation in Russia // Russian Education and Society. 2014. Vol. 56. No. 11. P. 14-24.
  14. Posukhova O. Y., Nor-Arevyan O. A., Klimenko L. V. The Crisis of Professional Identity in Russian Society // Man In India. 2016. Vol. 96. Issue 10. P. 3761-3770.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. № 3.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: