Институт социологии
Российской академии наук

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М)

Чудова И. А., Чернышова Е. А., Пироцкая А. В.
Онлайн-интервью в изучении онлайн-общения: методическая рефлексия


Чудова Ирина Александровна – Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии; экономический факультет, Новосибирский государственный университет
Чернышова Елена Алексеевна – Старший преподаватель кафедры общей социологии; экономический факультет, Новосибирский государственный университет
Пироцкая Анастасия Владимировна – Ассистент кафедры общей социологии; экономический факультет, Новосибирский государственный университет

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Чудова И. А., Чернышова Е. А., Пироцкая А. В. Онлайн-интервью в изучении онлайн-общения: методическая рефлексия // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2017. Том. 0. № 44. С. 73-110.

Рубрика:

ОНЛАЙН-ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

Изучается специфика такого способа сбора данных, как онлайн-интервью, а именно синхронного обмена сообщениями в мессенджере социальной сети, обозначенного как чат-интервью. Статья написана по материалам исследования, в котором использовалась комбинация способов проведения интервью в качественном исследовании – онлайн и очного – с идентичным инструментарием, проделан анализ собранных материалов с условным разделением на «глубокопогруженных» и «слабопогруженных» в практику онлайн-общения. Выявлены и описаны явные и латентные особенности чат-интервью, связанные с соответствием среды проведения интервью теме изучения, продолжительностью интервью и лаконичностью ответов, сочетанием черт устной и письменной речи, большей автономностью информанта. Отдельно описаны случаи сочетания глубины погружения в практику онлайн-общения у информанта и интервьюера

Ключевые слова:

социальные сети; онлайн-интервью; чат-интервью; сравнение способов интервью; различная погруженность в практику; устная и письменная речь

Литература:

  1. Gunter B. Online versus Offline Research: Implications for Evaluating Digital Media // Aslib Proceedings. 2002. No. 54(4). Р. 229–239.
  2. Shapka J.D., Domene J.F., Khan S. et al. Online versus In-person Interviews with Adolescents: An Exploration of Data Equivalence // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 58. P. 361–367.
  3. Hinchcliffe V., Gavin H. Internet Mediated Research: A Critical Reflection upon the Practice of Using Instant Messenger for Higher Educational Research Interviewing // Psychology & Society. 2008. Vol. 1(1). Р. 91–104.
  4. Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. М.: Флинта, 2014.
  5. Pearcea G., Thogersen-Ntoumanib С., Dudab J.L. The Development of Synchronous Text Based Instant Messaging as an Online Interviewing Tool // International Journal of Social Research Methodology. 2014. Vol. 17. No. 6. P. 677–692.
  6. Колозариди П. Видеоинтервью с помощью онлайн-приложений: методический опыт // Социология: методология, методы, математическое моделиро¬вание. 2014. № 38. С. 96–127.
  7. Кронгауз М. Язык в интернете. URL: https://postnauka.ru/video/8674 (дата обращения: 17.03.2017).
  8. Kazmer M.M., Xie B. Qualitative Interviewing in Internet Studies: Playing with the Media, Playing with the Method // Information, Communication and Society. 2008. Vol. 11. Is. 2. P. 257–278. URL: https:// dx.doi.org/10.1080/13691180801946333 (data of access: 28.06.2017).
  9. Девятко И.Ф. От «виртуальной лаборатории» до «социального телескопа»: метафоры тематических и методологических инноваций в онлайн-исследованиях // Онлайн исследования в России: тенденции и перспективы. М.: OnlineMarketIntelligence, 2016.
  10. Kozinetz V.R. Netnograthy: Doing Ethnographic Research Online. London: Sage, 2010.
  11. Полухина Е. Онлайн-наблюдение как метод сбора данных // ИНТЕР. 2014. № 7. С. 95–106.
  12. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.
  13. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993.
  14. Ayling R., Mewse A.J. Evaluating Internet Interviews with Gay Men // Qualitative Health Research. 2009. Vol. 19. P. 566–576.
  15. Jowett A., Peel E., Shaw R. Online Interviewing in Psychology: Reflections on the Process // Qualitative Research in Psychology. 2011. Vol. 8. Is. 4. Р. 354–369.
  16. Рождественская Е. Качественные онлайн-методы // Онлайн исследования в России: тенденции и перспективы. М.: OnlineMarketIntelligence, 2016. С. 391–416.
  17. Enochsson A.B. Who Benefits from Synchronous Online Communication? A Comparison of Face-to-face and Synchronous Online Interviews with Children // Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 28. P.15–22.
  18. Curasi C.F. A Critical Exploration of Face-to-face Interviewing vs. Computer-mediated Interviewing // International Journal of Market Research. 2001. Vol. 43. Iss. 4. P. 361–375.
  19. H?rd Y. Use and Adaptation of Written Language to the Conditions of Computer-Mediated Communication: Doctoral Dissertation / Department of Linguistics University of Gothenburg. Sweden, 2002.
  20. Davis M. G., Bolding G,. Hart L et al. Reflecting on the Experience of Interviewing Online: Perspectives from the Internet and HIV Study in London // Aids Care Psychological & Socio Medical Aspects of Aids/HIV. 2004. No. 16(8). P. 944–952.
  21. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5 изд., испр. М.: Лабиринт, 1999.
  22. Маслова О. Мир интервьюера: по данным формализованного и свободного интервью // Социология: методология, методы, математические модели. 2000. № 12.C. 40–64
  23. Зайонц В. Социально-антропологический подход к исследованию интернет-сообществ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. С. 200–205.
  24. Ronan J. The Reference Interview Online // Reference & User Services Quarterly. 2003. Vol. 43. No. 1. P. 43–47.
  25. Janghorban R. et al. Skype Interviewing: The New Generation of Online Synchronous Interview in Qualitative Research // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. 2014. No. 9. P. 1–3.
  26. Boateng B. et al. Online Focus Groups with Parents And Adolescents with Heart Transplants: Challenges and Opportunities // Pediatric Nursing. 2016. Vol. 42. No. 3. P. 120–123.
  27. Стрельникова А., Полухина Е. «… Что такое повсеместное дарение? Это максимальное доверие друг к другу»: особенности социального порядка в виртуальных сообществах дарообмена // ИНТЕР. 2014. № 7. С. 7–21.
  28. Стрельникова А., Глазков К. Мобильные методы: движение как часть исследовательской стратегии // ИНТЕР. 2015. № 10. С. 79–90.
  29. Климов И. Приоритеты исследовательской программы Центра изучения Интернета и общества РЭШ // ИНТЕР. 2014. № 7. C. 131–138.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 0. № 44.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: