Институт социологии
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Шилова В. А., Угринович Д. А.
Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6086

Шилова Валентина Александровна – кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Угринович Дарья Андреевна – студентка 3-го курса

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Шилова В. А., Угринович Д. А. Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений // Социологическая наука и социальная практика. 2018. № 4. С. 84-94.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6086

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация:

В статье систематизируются знания о коммуникативных стратегиях и представления о типах и структурах разных организаций, в которых они могут быть применимы для реализации управленческих решений. Сравниваются понятия коммуникативной стратегии и управленческого коммуникативного действия (УКД) по Ю. Хабермасу. Выделяются подходы и основания для классификации и типологизации коммуникативных стратегий, предложенные разными авторами. Рассматриваются модель четырёх базовых коммуникативных стратегий Б. ван Рулера (информирования, согласия, диалога, убеждения), расширенная Т. М. Орловой; классификация С. А. Дацюк (пассивная, активная, интерактивная); типология О. С. Иссерс, с акцентом на тактиках и стратегиях русской речи; подходы к систематизации Е. С. Суровцевой, связавшей коммуникативные и организационные стратегии; М. А. Кравец, обобщившего работы, связанные со стратегическим планированием; Т. З. Адамьянц, выделившей четыре нормативных коммуникационных поля на основании отношений коммуникатора к респондентам и конкурентам; Н. Н. Кирилловой, сделавшей акцент на нравственных категориях, а также классификации инновационных коммуникаций М. Хулсмана и Н. Пфеффермана, выделивших три основные коммуникативные стратегии (знания, позиционирования и управления). В результате авторами формируется общий универсальный список классификационных оснований, по которым можно систематизировать коммуникативные стратегии.

Ключевые слова:

управление; коммуникация; стратегия; организация; коммуникативные стратегии; классификации коммуникативных стратегий; типология коммуникативных стратегий; управленческое решение; классификационные основания

Литература:

  1. Адамьянц Т. З. Социоментальные группы в социальном познании // Социологические исследования. 2015. № 7 (375). С. 117–125.
  2. Адамьянц Т. З. Инновационные методы и подходы в социальном прогнозировании и социальном проектировании // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 2 (28). С. 38–43.
  3. Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 200 с.
  4. Асташина О. В. Коммуникативные стратегии в организации // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. Т. 1. № 4. С. 151–156.
  5. Богданов В. С. Электронное управление в обществе: социальные и познавательные проблемы: монография / В. С. Богданов; отв. ред. А. В. Тихонов. М.: Университетская книга, 2017. 320 с.
  6. Дацюк С. А. Коммуникационные стратегии [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 1999. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751 (Дата обращения: 19.05.2018).
  7. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 288 с.
  8. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.
  9. Кириллова Н. Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиции нравственных категорий // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2012. № 1. С. 26–33.
  10. Кравец М. А. Коммуникативная стратегия: систематизация определений, подходы к разработке // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1. С. 149–153.
  11. Никитаев В. В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности // Высшее образование в России. 1996. № 2. С. 87–96.
  12. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / [А. В. Тихонов и др.]; отв. ред. А. В. Тихонов. М: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. 607 с.
  13. Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А. В. Тихонов. М.: КРАСАНД, 2015. 480 с.
  14. Суровцева Е. С. Организационно-экономический механизм эффективного управления коммуникациями предприятия: дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность)» / Суровцева Екатерина Сергеевна; ГОУ ВПО Кубанский гос. технологический ун-т. Краснодар, 2008. 172 с.
  15. Социология управления: фундаментальное и прикладное знание / [К. В. Быков и др.]; отв. ред. А. В. Тихонов. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. 560 с.
  16. Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы / А. В. Тихонов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2007. 472 с.
  17. Щербина В. В. Рационализирующие диагностические управленческие социальные технологии: [монография] / В. В. Щербина; ФНИСЦ РАН. М.: Новый хронограф, 2018. 416 с.
  18. Hulsmann M., Pfeffermann N. The Linkage Between Strategy and Communication for Innovation // Strategies and Communications for Innovations. Berlin, Germany: Springer, 2011. P. 185–192.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: