Журнал: Гуманитарий Юга РоссииМаслова Е. С.Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции

Журнал: Гуманитарий Юга России

Маслова Е. С.

Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции

DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.1.6
Маслова Екатерина Сергеевна
Донской государственный аграрный университет, пос. Персиановский
Кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и истории Отечества 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Маслова Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий Юга России. 2019. Том. 8. № 1. С. 87-94.
DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.1.6

Рубрика:

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

Аннотация:

В статье анализируются две дисциплинарные парадигмы, в контексте которых проблема идентичности исследовалась в гуманитарном дискурсе. Целью статьи является анализ способов взаимодействия социологической и психологической парадигм исследования идентичности. В рамках психологической дисциплинарной парадигмы анализа идентичности сложилось несколько подходов: 1) психоаналитический, опирающийся на Э. Эриксона; 2) подход, опирающийся на концепцию Дж. Мида, которая объединяет символический интеракционизм и когнитивную психологию.Социологический подход к исследованию идентичности отдает приоритет исследованию социальной идентичности и процессам ее формирования. Социологический подход, кроме того, ориентирован на конкретные, массовые опытно-экспериментальные исследования и диагностику мы-идентичности, коллективной идентичности определенных социальных групп.Автор анализирует две модели взаимодействия социологического и психологического подходов к идентичности личности. Согласно модели дополнительности, различие этих подходов интерпретируется как альтернативные способы описания одного и того же объекта ? конкретной личности, находящейся в конкретных условиях социокультурной среды. Психологический подход акцентируется на том, как я-идентичность опосредует мы-идентичность, а социологический подход – на том, как мы-идентичность опосредует я-идентичность.Более эффективным способом взаимодействия социологического и психологического подходов является разработка интегральной модели личности как субъекта, в котором происходит индивидуализация социального и социализация индивидуального через процесс идентификации.

Ключевые слова:

личность; идентичность; идентификация; социальная идентичность; индивидуальная идентичность; самосознание

Литература:

  • Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131–143.
  • Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д. : СКНЦ ВШ, 1999. 199 с.
  • Лубский А.В. Методология региональных исследований. М.: ИНФРА-М, 2019. 223 с.
  • Мельникова Л.В., Поломошнов А.Ф. Российская социокультурная идентичность в исторической перспективе. Персиановский, 2012. 187 с.
  • Родин К. Дивидуум как антропологический персонаж // Философская антропология. 2015. Т. 1, № 2. С. 119–145.
  • Erikson E.H. Identity, youth and crisis. New York: W.W. Norton, 1968. 336 p.
  • Fogelson R.D. Person, self and identity: Some anthropological retrospects, circumspects and prospects // Psychosocial Theories of the Self: Proceedings of a Conference on New Approaches to the Self, held March 29 – April 1, 1979, by the Center for Psychosocial Studies. Chicago, Illinois, 1982. Р. 67–109.
  • Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford: Stanford University Press, 1991. 256 p.
  • Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. № 3(5). P. 551–558.
  • Mead G.H. Mind, self and Society. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1946. 401 p.
  • Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Developmental Psychology. 1982. Vol. 18, № 3. P. 341–358.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 8. № 1.
>> Архив журнала