Социология: 4М. № 39

Социология: 4М. № 39

по-русски    in english    

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

Социология: методология, методы, математическое моделирование

№ 39, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Неформализованные данные: методы сбора и анализа

Зевелева О.И. Биографический метод и критический дискурс-анализ: перспективы сочетания C. 7–39

В статье рассматриваются возможности сочетания биографического метода и метода критического дискурс-анализа. Изложены основные положения и базовые принципы этих методов, перспективы их сочетания, приведен пример эмпирического исследования, в рамках которого такое сочетание подходов открывает новые интерпретативные возможности.

Ключевые слова: дискурс-анализ, биографические исследования, миграция, качественные методы.

Онлайн-исследования

Ярская–Смирнова В.Н., Печенкин В.В., Решетников Д.С. Визуализация сетевой структуры групповых отношений в контексте анализа социальной сплоченности С. 40–61

В статье изложены результаты анализа структурных особенностей функционирования виртуальных сообществ в социальных сетях. Представлена апробация метода анализа социальной сплоченности как одной из характеристик социальных сетей. Предложена типология структур социальных сетей на основе анализа результатов их визуализации, описана последовательность шагов, выполненных при формировании, обработке и интерпретации данных.

Ключевые слова: социальная сплоченность, социальная сеть, визуализация, метрические характеристики сети.

Методические эксперименты

Быков А.В. Метод факторных виньеток и шкала самооценки альтруизма: сравнение онлайн- и офлайн-опросов С. 62–98

В статье представлены результаты методического квазиэкспермента, проведенного с целью оценки возможного влияния способа проведения исследования (онлайн опросник vs. бумажный опросник) на оценки респондентами факторных виньеток, используемых для изучения восприятия альтруистических действий, и на баллы по Шкале самооценки альтруизма (ШСА) Раштона и соавторов. В результате не было обнаружено различий между способами проведения исследования с использованием техники факторных виньеток; тем не менее, анализ показал небольшую, но статистически значимую разницу в баллах по ШСА. Кроме того, респонденты, участвующие в онлайн-опросе, сочли работу с факторными виньетками более сложной по сравнению с теми, кто использовал традиционный бумажный опросник.

Ключевые слова: факторные виньетки, факторный опрос, Шкала самооценки альтруизма, сравнение методов сбора данных онлайн и офлайн; изучение эквивалентности

Методология социологических исследований

Орешина Д.А. Изучение приходских общин в социологии: контексты исследования и основные подходы к концептуализации С. 99–126

В статье представлен аналитический обзор подходов к концептуализации понятия «приходская община» в социологии, их возможностей и ограничений. Предложенная классификация соответствующих исследований позволяет получить представление об основных направлениях изучения приходских общин в социальных науках.

Ключевые слова: социология религии, приходская община, конгрегация, исследования конгрегаций, социальные функции религии.

Аналитические обзоры

Запольская А.Б. Метод фотоинтервью в социальных исследованиях: аналитический обзор С. 127–156

Статья посвящена методу фотоинтервью – интервьюированию, когда вопросами и стимулами для ответов респондента служат фотографии. Представлен анализ истории развития этого метода и современные тенденции его применения. На основе материалов зарубежных и российских публикаций характеризуются методологические аспекты включения фотографий в качественное исследование. Основная задача статьи – обозначить потенциал метода и проблемы, связанные с его использованием.

Ключевые слова: глубинное интервью, фотоинтервью, визуальные методы, методика качественного исследования, визуальная культура.

Максимова А.С. Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей музеев С. 157–188

Представлен аналитический обзор исследований музейных посетителей: рассматриваются этапы развития этой области, основные концепции, методы и стратегии. Выделяется три подхода к изучению музейной публики: бихевиористский, когнитивистский и интерпретативистский. Выявляется связь этих подходов с трансформацией представлений о том, что такое посещение музея, описываются характерные для каждого из подходов методы. Автор раскрывает ряд аспектов посещения музея, которые представляют интерес с точки зрения социологической проблематики.

Ключевые слова: музейные исследования, посетители музеев, исследования аудитории.