Журнал: Полис. Политические исследованияСергеев К. В.Когнитивные модели и формирование религиозных институтов: античный протогностицизм

Журнал: Полис. Политические исследования

Сергеев К. В.

Когнитивные модели и формирование религиозных институтов: античный протогностицизм

Сергеев Кирилл Викторович ,
dantesanai@gmail.com


ID статьи на сайте журнала: 3103


Полный текст

 
(электронная версия)

Ссылка при цитировании:

Сергеев К. В. Когнитивные модели и формирование религиозных институтов: античный протогностицизм . – Полис. Политические исследования. 2002. № 5. С. 86-95.
DOI:

Рубрика:

Виртуальная мастерская: методология политической науки

Аннотация

В предлагаемой статье предпринята попытка объяснения такого хорошо известного в историко-философской литературе факта, как отсутствие хотя бы в какой-степени институционально оформленного варианта гностицизма, несмотря на то что само это учение, созданное в архаической Греции ранними досократиками в виде так наз. протогностицизма, широко использовалось в качестве когнитивной модели в разные исторические эпохи. В статье аргументируется тезис о том, что, будучи плодом индивидуальной, а не коллективной рефлексии, гностическая парадигма возникает как вариант осмысления кризиса господствующей космогонической парадигмы и потому не нуждается ни в социализации, ни в институциализации.

Литература

Афонасин Е.В. 2002. Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб.

Виденгрен Г. 2001. Мани и манихейство. СПб.

Лосев А.Ф. 1992. История античной эстетики: опыт тысячелетнего развития. Кн. 1. М.

Осокин Н.А. 2000. История альбигойцев и их времени. М.

Поснов М.Э. 1917. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев.

Рожанский И.Д. (ред.) 1989. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М.

Сергеев В.М. 1999. Демократия как переговорный процесс. М.

Трофимова М.К. 1979. Историко-философские вопросы гностицизма. М.

Хосроев А.Л. 1997. Из истории раннего христианства в Египте на материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М.

Die Vorsokratiker I. Milesier, Pythagoreer, Xenophanes, Heraklit, Parmenides. 1991. Berlin.

Giddens A. 1991. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge.

Guthrie W. 1966. Orpheus and Greek Religion. A Study of the Orphic Movement. N.Y.

Habermas. J. 1987. The Philosophical Discourse of Modernity. Cambridge

Hadenius A. 2001. Institutions and Democratic Citizenship. Oxford.

Harrison J. 1989. Themis. A Study of the Social Origins of Greek Religion. L.

Harrison J. 1991. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Princeton.

Jonas H. 1991. The Gnostic Religion. Boston.

Klimkeit H.J. 1993. Gnosis on the Silk Road. Gnostic Texts from Central Asia. San Francisco.

Lieu S. 1985. Manichaeism in the Later Roman Empire and Medieval China . A Historical Survey. Manchester.

Minsky M. 1988. The Society of Mind. N.Y., L.

North D., Thomas R. 1982. The Rise of the Western World. A New Economic History. Cambridge.

Stoyanov Y. 1994. The Hidden Tradition in Europe: the secret history of medieval Christian heresy. L.

Toulmin S. 1990. Cosmopolis. The Hidden Agenda of Modernity. N. Y.

Walker P. 1993. Early Philosophical Shiism. The Ismaili Neoplatonism of Abu Yaqub al-Sijistani. Cambridge.

Очень хотим поблагодарить за предоставленный материал по данной публикации - лучшее онлайн казино ДжойКазино, которое очень много полезных и интересных статей опубликовали на своем официальном сайте Joycasino joy.officialcasino.ru . Всем азартным игрокам рекомендуем его посетить, чтобы получить ответы на такие важные вопросы как: регистрация в Джо-казино, игры на реальные деньги, онлайн игровые автоматы, как вывести выигрыш и другие моменты. А раздел бонусов на портале Джойказино ознакомит с последними новостями и предложениями для пользователей.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 5, 2002
>> Архив журнала