Журнал: Полис. Политические исследованияЗверев А. Л., Палитай И. С., Смулькина Н. В., Рогозарь А. И.Особенности политического восприятия в современных российских условиях

Журнал: Полис. Политические исследования

Зверев А. Л., Палитай И. С., Смулькина Н. В., Рогозарь А. И.

Особенности политического восприятия в современных российских условиях

Зверев Андрей Леонидович ,
zveandr@mail.ru

Палитай Иван Сергеевич ,
8321532@gmail.com

Смулькина Наталья Валентиновна ,
smulkina@mail.ru

Рогозарь Анна Ивановна ,
anna_rogozar@mail.ru


ID статьи на сайте журнала: 5131


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Зверев А. Л., Палитай И. С., Смулькина Н. В., Рогозарь А. И. Особенности политического восприятия в современных российских условиях . – Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 40-54.
DOI:

Рубрика:

Тема номера: образы, символы, ценности - проблемы политического восприятия

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию феномена политического восприятия в России, которое уже более 15 лет проводится на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ. В центре внимания авторов находятся сложившиеся в массовом сознании граждан образы политических лидеров, власти и ее институтов и политических партий. Анализ эмпирических данных за 2013‑2014 гг., а также за предыдущие годы позволил выявить некоторые тенденции и особенности в политическом восприятии в условиях нового политического контекста, сложившегося в ходе третьего президентского срока В. Путина. Результаты исследования позволяют говорить о том, что состояние массового сознания при всей его сложности и многомерности становится более гомогенным. К тому же можно констатировать, что к 2014 г. в обществе сложился ценностный консенсус, зревший десятилетие до этого и пришедший на смену мозаичному сознанию 2000‑х годов. Экономические проблемы и обострение международной обстановки не дестабилизировали ситуацию в стране, а способствовали консолидации общества и возвращению к традиционным ценностям российской политической культуры: справедливости, патриотизму. Залогом успешного политического развития граждане считают создание сильного государства, самостоятельно определяющего свой путь, в том числе и формы демократического устройства. В период исследований также наблюдается тенденция к росту числа тех граждан, у которых актуализирована потребность в безопасности (потребность в стабильности и наведении порядка).

 

Ключевые слова

политическое восприятие; образ власти; образ политического лидера; образ партии; политический контекст; массовое сознание; ценности

Литература

Букреева О.В. 2013. Сравнительный анализ рационального и бессознательного ком­понентов образов власти в современной России. Дисс... канд. полит. наук. М. 154 с.

Зверев А.Л., Ахматнурова С.Ф. 2015. Оптика восприятия современной российской политики. – Вестник РГГУ. Серия Политология. История Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. № 11. С. 42‑51.

Политология. Под ред. С.Г. Киселева. 2008. М.: Проспект. 480 с.

Путин 3.0: общество и власть в новейшей истории России. Под ред. Е.Б. Шестопал. 2015. М.: АРГАМАК-МЕДИА. 420 с.

Смулькина Н.В. 2013. Факторы, влияющие на восприятие кандидатов в Президенты в российской избирательной кампании. – Вестник Томского государ­ственного университета. Философия, Социология. Политология. № 3. С. 30‑36.

Шестопал Е.Б. 2002. Политическая психология. М.: ИНФРА-М. 448 с.

Шестопал Е.Б. 2008. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные про­блемы исследования. ‒ Образы государств, наций и лидеров. Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс. С. 8‑24.

Шестопал Е.Б., Палитай И.С. 2014. Психологические особенности восприятия политических партий в современной России. – Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. № 4. С. 28‑51.

Bruner J., Jerome S., Goodman C. 1947. Value and Need as Organizing Factors in Perception. ‒ Journal of Abnormal and Social Psychology. Vol. 42. No. 1. P. 33‑44. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/h0058484

Bruner J., Postman L. Perception Cognition and Behavior. ‒ Journal of Personality. 1949. Vol. 18. No. 1. P. 14‑31. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467‑6494.1949.tb01229.x

De Landtsheer C., De Vries Ph., Vertessen D. Political Impression Management: How Metaphors, Sound Bites, Appearance Effectiveness, and Personality Traits Can Win Elections. ‒ Journal of Political Marketing. 2008. Vol. 7. No. 3‑4. P. 217‑238. DOI: http:// dx.doi.org/10.1080/15377850802005083

Fiske S., Neuberg S. 1990. A Continuum of Impression Formation, from Category-based to Individuating Processes: Influences of Information and Motivation on Attention and Interpretation. ‒ Advances in experimental social psychology. Ed. by M.P. Zanna. New York: Academic Press. Vol. 23. P. 1‑74.

New Trends in Russian Political Mentality: Putin 3.0. Ed. by E.B. Shestopal. Lanham, Maryland: Lexington Books. 2016. 414 p.

Osgood C., Suci G., Tannenbaum P. 1957. The Measurement of Meaning. Urbana: University of Illinois Press. 323 p.

Parker-Stephen E. 2004. Political Perception and the Micro-Macro Paradox. Paper Presented at the Annual Meeting of the Midwest Political Science Association. Chicago, Illinois. 35 p. URL: http://citation.allacademic.com//meta/p_mla_apa_research_citation/ 0/8/2/5/7/pages82571/p82571‑5.php (accessed 08.01.2016).

Woon J. 2007. Asymmetric Partisan Biases in Perceptions of Political Parties. Pittsburgh: Carnegie Mellon University. 28 p. URL: http://www.pitt.edu/~woon/papers/ partisanbias_ mpsa07.pdf (accessed 02.03.2016).

Zebrowitz L. 1990. Social Perception (Mapping Social Psychology). Buckingham: Open University Press. 240 p. 

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 3, 2016
>> Архив журнала