Журнал: Социологические исследованияГаврилюк Т. В.Социология музыки в СССР в 1920-х гг.: концептуальные и идеологические основания

Журнал: Социологические исследования

Гаврилюк Т. В.

Социология музыки в СССР в 1920-х гг.: концептуальные и идеологические основания

Гаврилюк Татьяна Владимировна ,
tv_gavrilyuk@mail.ru


ID статьи на сайте журнала: 7387


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Гаврилюк Т. В. Социология музыки в СССР в 1920-х гг.: концептуальные и идеологические основания // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 112-121.
DOI:

Рубрика:

История социологии

Аннотация

Статья носит обзорно-аналитический характер и опирается на общетеоретический метод сравнительного анализа текстов. Путем отбора и анализа ключевых текстов 1920-х гг. определяются базовые концептуальные основания раннесоветской социологии музыки как академического и идеологического проекта: социально-экономический детерминизм и натурализм; приоритетное внимание роли музыки в социальной динамике; противодействие «формализму» и культурной автономии; стремление к парадигмальному и дисциплинарному синтезу; исследование функционирования музыки в контексте повседневности; усиление социальной интеграции как миссии творческой и научной деятельности. С учетом специфики музыкального пространства данного периода реконструируются задачи социологии музыки как формы легитимации государственного и социального заказа на формирование пролетарской музыкальной культуры. Исследование вносит вклад в дальнейшую разработку проблематики исторической социологии искусства, его результаты могут быть использованы в научной, преподавательской и общественной деятельности.

Ключевые слова

социология музыки; социология музыки в СССР; социология искусства; история социологии; музыкальная культура СССР

Литература

Авраамов А. М. У истоков великой проблемы // Искусство народов СССР. Ч. 1. М., 1927. URL: http:// www.etheroneph.com/audiosophia/34-am-avraamov-u-istokov-velikoj-problemy.html (дата обращения: 8.09.2017).

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Изд-е 2-е, Л.: Музыка, 1971.

Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 1, М.: АН СССР, 1952.

Бюхер К. Работа и ритм / Пер. с нем. С. С. Заяицкого. М., 1923.

Бухарин Н. Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии. М.: Вече, 2008.

Глебов И. О ближайших задачах социологии музыки // Мозер Г. И. Музыка средневекового города. Пер. с нем., Л.: Тритон, 1927. С. 7–20.

Грубер Р. И. Установка музыкально-художественных понятий в социально-экономической плоскости // De Musica. Временник разряда истории и теории музыки Государственного института истории искусств. Вып. I. Л.: Academia, 1925. С. 28–51.

Калинин М. И. Речь при вручении орденов Ленинградской консерватории 7 апр. 1938 г. // Калинин М. И. Избр. произв.: в 4 т. Т. 3. 1933–1941. М., 1962.

Коваленко А. Н. Джаз в пространстве отечественной музыкальной культуры 1920–1930-х гг. // Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Саратов, 2014.

Кондратьев А. И. Российская Академия Художественных Наук // Искусство. Журнал Российской Академии Художественных Наук. 1923, № 1. С. 407–449.

Кумпан К. А. Институт истории искусств на рубеже 1920–1930-х гг. // Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде. По архивным материалам. Сб. ст. / Сост. М. Э. Маликова. М.: Новое литературное обозрение, 2014. C. 541–637.

Литературные манифесты: от символизма к Октябрю: сб. мат. / Сост. Н. Л. Бродский, В. Л. Рогачевский, Н. П. Сидоров. 2-е изд. М., 1929.

Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. К вопросу о лже-музыкальных феноменах // Музыкальная психология: Хрестоматия. М., 1992. URL: http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=618 (дата обращения: 8.09.2017).

Луначарский А. В. В мире музыки. М.: Советский композитор, 1958.

Новоженова А. От социологического детерминизма к классовому идеалу. Советская социология искусства 1920-х годов // Социология власти. № 4. 2014. С. 117–136.

Отчет о деятельности ГАХН 1921–1925. М., 1926. С. 14–16. URL: http://dbs.rub.de/gachn/files/Otchet. pdf (дата обращения: 8.09.2017).

Плеханов Г. В. Искусство: Сборник статей. М.: Новая Москва, 1922.

Раку М. Г. Идеологическая рецепция музыкальной классики в раннесоветской и сталинской культуре. Дис. … докт. искусствовед. М., 2015.

Сохор А. Н. Массовая песня // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю. В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973–1982. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4827/ Массовая (дата обращения: 8.09.2017).

Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975.

Фархатдинов Н. Г. Социология искусства без искусства. Индустриальная метафора в социологических исследованиях искусства // Социологическое обозрение. Т. 7. № 3. 2008. С. 55–69.

Фриче В. Социология искусства. М., Л.: ОГИЗ, 1929.

Шюц А. Совместное сотворение музыки. Этюд о социальных отношениях // Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. М.: РОССПЭН, 2004. С. 573–594.

Юдин М. В. Деятельность Московского Пролеткульта в 1918–1925 гг. Дис. … канд. ист. наук. М., 2001.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 10, 2018
>> Архив журнала