Журнал: Вестник Института социологииПузанова Ж. В., Гаспаришвили А. Т., Ларина Т. И.Образовательные тренды современной российской молодёжи

Журнал: Вестник Института социологии

Пузанова Ж. В., Гаспаришвили А. Т., Ларина Т. И.

Образовательные тренды современной российской молодёжи

Пузанова Жанна Васильевна, д.соц.н., проф.,
Puzanova-zhv@rudn.ru

Гаспаришвили Александр Тенгизович, к.филос.н., доц., старший научный сотрудник
gasparishvili@yandex.ru

Ларина Татьяна Игоревна, к.соц.н., доц.,
larina-ti@rudn.ru

DOI: 10.19181/vis.2017.22.3.470

ID статьи на сайте журнала: 470


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Пузанова Ж. В., Гаспаришвили А. Т., Ларина Т. И. Образовательные тренды современной российской молодёжи // Вестник Института социологии. 2017. № 22. С. 53-68.
DOI: 10.19181/vis.2017.22.3.470

Рубрика:

Социология образования: современные реалии

Аннотация

Статья представляет собой аналитический обзор основных трендов, выявленных на основе статистических данных, предоставленных Департаментом государственной политики в сфере высшего образования, Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования (ДПО), Федеральной службой государственной статистики за 2015 г. В фокусе рассмотрения авторов такие вопросы, как баланс между запросом рынка труда и востребованностью абитуриентами образования различных уровней, контингент учащихся и их вовлечённость в высшее (ВПО), среднее (СПО) и начальное профессиональное образование (НПО), прогнозы приёма. Также рассматривается «Атлас новых профессий» с описанием областей специализации, которые вскоре появятся на рынке труда, и профессий, которые с него исчезнут. В первую очередь такие изменения вызваны развитием и востребованностью информационных технологий. Основным результатом исследования является выделение четырёх трендов в сфере современного российского образования, актуальных на данный момент. Первый из них связан с тенденцией к массовости. Второй тренд – снижение вовлечённости в НПО и незначительное увеличение вовлечённости в СПО при значительно возросших показателях вовлёченности в ВПО, что создаёт ситуацию недостатка специалистов «рабочих» профессий. Третий – чрезмерная популярность определённых специальностей среди абитуриентов при отсутствии потребности рынка труда в таком количестве специалистов. Четвёртый тренд – несоответствие популярных сегодня профессий, связанных с экономикой, образованием и медициной потребностям всех секторов экономики в первую очередь в информационных технологиях. Представленные данные дают возможность при открытии статистических данных за 2016‑17 гг. «достроить» тренды и посмотреть, какие из них сохранят свою значимость.

Ключевые слова

Болонская система, ВПО, СПО, НПО, атлас профессий, прогнозы приёма

Литература

Атлас новых профессий. Официальный сайт. URL: http://atlas100.ru/ [Дата посещения: 15.01.2017].

Высшее образование в России: новости, проблемы, тенденции / Под ред. И. Н. Фролова. М.: Академический холдинг, 2017. С. 70–75.

Индикаторы образования: 2017 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Официальный сайт. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 [Дата посещения: 15.01.2017].

 

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 22, 2017
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)