Журнал: Вестник Института социологииОрешкина Т. А.Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы

Журнал: Вестник Института социологии

Орешкина Т. А.

Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы

Орешкина Татьяна Анатольевна, к.соц.н. доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет
oreshkina.tanya@gmail.com

DOI: 10.19181/vis.2017.23.4.484

ID статьи на сайте журнала: 484


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Орешкина Т. А. Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы // Вестник Института социологии. 2017. № 23. С. 113-123.
DOI: 10.19181/vis.2017.23.4.484

Рубрика:

Экологическое образование в современной России

Аннотация

В статье анализируются понятия «экологическая компетенция» и «экологическая компетентность», доказывается, что экологическая компетенция относится к общекультурным компетенциям выпускников высшей школы. Она обеспечивает у выпускника способность оценивать результаты и последствия своей деятельности с точки зрения биосферосовместимости или минимизации вреда природе, понимание сущности природных пределов современного социально-экономического развития и причины экологического кризиса. Экологические дисциплины должны отражать системное понимание места человека в глобальной экосфере, анализировать хозяйственную деятельность как часть биосферы, межуровневые взаимодействия в мировой, государственной и общественной экологической политике. Цель экологических дисциплин – формирование у бакалавров базовых представлений о современной системе экологических дисциплин и сущности природных пределов современного социально-экономического развития. Накопление знаний о системе взаимоотношений человека с окружающей средой является первым этапом формирования экологической культуры, поэтому образовательные программы высшей школы должны содержать экологические дисциплины. Анализируется объём экологических дисциплин в образовательных программах вуза на примере Уральского федерального университета. Максимальное количество экологических дисциплин представлено в группе технических специальностей, большинство образовательных программ по направлениям подготовки «Науки об обществе» и «Гуманитарные науки» не содержат основ экологии. Описано, почему не существует формальных препятствий для включения экологических дисциплин в образовательные программы бакалавриата, рассматриваются проблемы экологического образования в высшей школе. Обосновывается необходимость массового экологического образования как первого этапа формирования экологической культуры населения.

Ключевые слова

экологическое образование, экологическая компетенция, высшая школа, охрана окружающей среды, экологическая культура

 

Литература

Глазачев С. Н., Косоножкин В. И. 2012. Становление гуманитарной технологии формирования экологической компетентности: модель, диагностика, коррекция // ЭПНИ «Вестник Международной академии наук. Русская секция». № 1. С. 58–67. URL: http://www.heraldrsias.ru/online/2012/1/222/ [Дата посещения: 12.09.2017].

Ермаков Д. С. 2009. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дисс. … докт. пед. наук. М. 39 с.

Зимняя И. А. 2006. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Центр дистанционного образования «Эйдос». URL: http://www. eidos.ru/journal/2006/0505.htm [Дата посещения: 12.09.2017].

Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Центр дистанционного образования «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm [Дата посещения: 12.09.2017].

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 23, 2017
>> Архив журнала