Журнал: Вестник Института социологииЛатыпов И. А.Культура как фактор формирования жизненных ценностей российских студентов и студентов из Узбекистана

Журнал: Вестник Института социологии

Латыпов И. А.

Культура как фактор формирования жизненных ценностей российских студентов и студентов из Узбекистана

Латыпов Ильяс Альбертович , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
i.latypov94@mail.ru

DOI: 10.19181/vis.2018.24.1.502

ID статьи на сайте журнала: 502


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Латыпов И. А. Культура как фактор формирования жизненных ценностей российских студентов и студентов из Узбекистана // Вестник Института социологии. 2018. № 24. С. 155-170.
DOI: 10.19181/vis.2018.24.1.502

Рубрика:

Трибуна молодого учёного

Аннотация

Согласно идеям социолога Р. Инглхарта, главными факторами, формирующими ценности, являются уровень экономического развития страны, где проживает человек, и доминирующая культура, в условиях которой проходила его социализация во время взросления. Разные страны образуют «культурные зоны» в силу исторически сложившейся связи культурных, религиозных и идеологических взглядов. Изменение ценностей сильно зависит от этих взглядов, и влияние экономического развития уходит на второй план. Культура как социальный институт позволяет нам различать представителей разных этносов, она укоренена в сознании людей и навязывает определённый образ мыслей. В зависимости от культурных традиций одни народы религиозны, другие нет. У одних народов развод и аборт воспринимаются нормально, у других осуждаются. Жизненные ценности – тот самый отпечаток культуры, который определяет мировоззрение людей. На примере сравнительного исследования влияния русской и узбекской культур на жизненные ценности студентов Северного (Арктического) федерального университета автор показывает важность традиций и обычаев, характерных для отдельной культуры. Определив различия между русской и узбекской культурами, которые выражаются в языке, религии, нормах и обычаях, дальнейший анализ посвящён рассмотрению основных жизненных ценностей. В фокусе внимания – три группы респондентов: узбеки из Узбекистана, русские из Узбекистана и русские из России. Среди основных жизненных ценностей рассматриваются «семья, брак», «образование», «любовь», «друзья», «материальный достаток», «религия», «свободное время», «здоровье», «патриотизм», «участие в политической жизни» и «трудовая деятельность». Приведён ранжированный список в порядке важности каждой ценности для всех трёх групп. Представлен анализ содержания данных ценностей, который позволяет определить, в чём сходства и различия между группами и как культурные компоненты влияют на каждую из них. По результатам исследования проявились ценности, которые главным образом зависят от культурных традиций, и те, которые на них не влияют.

Ключевые слова

жизненные ценности, студенты, культура, иностранные студенты, образование, язык, религия, нормы

Литература

Гегер А. Э. 2010. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. № 1. С. 132–141.

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. 2010. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ. 592 с.

Инглхарт Р., Вельцель К. 2011. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство. 464 с.

Карандашев В. Н. 2004. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь. 72 с.

Кочергин А. Н. 2008. Культура как система // Вестник ТГПУ. № 1. С. 109–115.

Лопатина С. Л., Костенко В. В., Понарин Э. Д. 2016. Дело не в исламе: отношение к абортам, разводам и добрачному сексу в девяти постсоветских государствах // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XIX. № 3. С. 95–115.

Магун В. С., Руднев М. Г. 2008. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. № 1. C. 33–58.

Магун В. С., Руднев М. Г. 2012. Ценностная гетерогенность населения европейских стран: типология по показателям Р. Инглхарта // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. № 3–4. С. 12–24.

Основы поликультурного образования: потенциал развития в Архангельской области: монография / Н. Ю. Флотская, И. И. Тюрикова, С. Ю. Буланова [и др.]. Архангельск: САФУ, 2017. 96 с.

Руднев М. Г. 2009. Влияние «русскоязычности» на жизненные ценности // Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 28. C. 107–128.

Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть 2 / Под ред. Г. И. Саганенко. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. 155 с.

Черемисина Н. В., Ивлиев М. И., Талалаев Д. Д. 2014. Алкоголизм: глобальная проблема современной России // Социально-экономические явления и процессы. № 11. С. 163‑167.

Inglehart R. 1997. Modernization and Postmodernization. Princeton: Princeton University Press. 464 p.

Rudnev M. 2014. Value Adaptation among Intra-European Migrants: Role of Country of Birth and Country of Residence // Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 45. № 10. P. 1626‑1642.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 24, 2018
>> Архив журнала