Журнал: Вестник Института социологииМозговая А. В., Яишников А. Ю.Способность к трудоустройству как ресурс профессиональной адаптации личности

Журнал: Вестник Института социологии

Мозговая А. В., Яишников А. Ю.

Способность к трудоустройству как ресурс профессиональной адаптации личности

Мозговая Алла Викторовна, д.соц.н. главный научный сотрудник ведущий научный сотрудник, руководитель сектора проблем риска и катастроф, Институт социологии ФНИСЦ РАН
mozgovai@yandex.ru

Яишников Александр Юрьевич , научный сотрудник менеджер проектов, ЗАО "Бизнес Аналитика МК"
DOI: 10.19181/vis.2018.26.3.530

ID статьи на сайте журнала: 530


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Мозговая А. В., Яишников А. Ю. Способность к трудоустройству как ресурс профессиональной адаптации личности // Вестник Института социологии. 2018. № 26. С. 143-157.
DOI: 10.19181/vis.2018.26.3.530

Рубрика:

Социология труда: жизненные планы настоящих и будущих работников

Аннотация

Краткий анализ проблемной ситуации, суть которой состоит в «несостыковке» потребностей рынка труда с подготовкой профессионалов, позволил обосновать тот факт, что одним из важнейших направлений выхода из кризиса является формирование у студентов способности к трудоустройству, названной специалистами «трудоустраиваемостью». Эта компетенция позиционируется как социальный ресурс, востребованный всеми субъектами социального взаимодействия: рынком труда, институтом образования, специалистом. По мнению авторов статьи, перспективным представляется анализ «трудоустраиваемости» как ресурса профессиональной адаптации выпускников вузов. В статье предложена структура и перечень показателей указанной выше компетенции. Некоторые выводы о том, насколько характеристики интересующей исследователей компетенции сформированы, о потенциале их «ресурсности» для успешной профессиональной адаптации сформулированы по результатам анализа данных опроса студентов нескольких университетов одной из южных областей России. Установлены как те составляющие компетенции, которые являются ресурсом адаптации в профессиональной сфере, так и те, что представляют собой проблему для будущего трудоустройства. Позитивная самооценка респондента, от каких бы факторов она ни зависела, фактически обусловливает высокий уровень профессиональной подготовки на всех этапах, успеваемость, общественную активность и уверенность в лёгком и оперативном трудоустройстве после окончания университета. Адаптивные способности респонденты оценивают достаточно высоко, что даёт основания для оптимистических прогнозов относительно формирования у них способности к трудоустройству и профессиональной адаптации. Отношение к учебному процессу у большинства респондентов серьёзное, что свидетельствует об ответственном отношении к своему профессиональному становлению. Решающим фактором, определяющим желание работать по университетской профессии, выступает социальный статус, затем уже доход. Несформированными являются такие характеристики, как трудолюбие и работоспособность, ориентация на непрерывное образование, языковые навыки и умение работать на компьютере. Выявлена определённая тенденция, характерная для тех, кто намерен трудоустроиться по университетской профессии: у профессионально определившихся студентов бо́льшая часть структурных компонентов компетенции «трудоустраиваемость» формируется успешнее, чем у тех, кто не намерен работать по специальности. Результаты анализа данных и выводы представляют интерес для исследователей и для субъектов того пространства, в котором сходятся интересы личности, института профессионального образования и рынка труда.

Ключевые слова

компетенция «трудоустраиваемость», риск, профили ресурсов, профессиональная адаптация

Литература

Болонский процесс: Глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования). 2009 / Авт.-сост.: В. И. Байденко, О. Л. Ворожейкина, Е. Н. Карачарова, Н. А. Селезнева, Л. Н. Тарасюк / Под науч. ред. В. И. Байденко и Н. А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 142 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120408235619.pdf [Дата посещения: 25.10.2017].

Болонский процесс на пути к Лондону / Под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, РосНОУ. 2007. 264 с.

Болотин И. С., Басалай С. И., Михайлов А. А. 2016. Трудоустройство и трудоустраиваемость выпускников вузов России: прошлое и настоящее // Социология образования. № 2. С. 16–29.

Бурукина О. А. 2012. Современная система координат профессиональной подготовки в неязыковом вузе // Научный вестник МГИИТ. № 3. С. 87–96.

Минин М. Г., Новоклинова А. В. 2012. Трудоустраиваемость как психолого-педагогическая категория // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. № 4/1. С. 33–35.

Оплетина Н. В. 2011. Трудоустраиваемость выпускников вузов как показатель качества образования // Социальная стратегия российской системы образования: Материалы международной научной конференции – Третьих Санкт-Петербургских социологических чтений, 14–15 апреля 2011 / Отв. ред. А. В. Воронцов. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. С. 116–117.

Петрушенко Т. К. 2015. Образовательные риски в системе социализации молодежи // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления. Материалы международной научно-практической конференции (г. Белгород, 19–20 ноября 2015 г.) / Отв. ред. Ю. А. Зубок. Воронеж: ООО «ПТ». С. 579‒584.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 26, 2018
>> Архив журнала