Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов

Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов

 <<назад          

оглавление

>> дальше

9. Российская бюрократия: личный опыт общения населения

Анализируя полученные результаты исследования, необходимо учитывать, что основное представление о работе чиновников, их социально-профессиональных характеристиках, формирование определенного социального образа этого слоя  складывается для подавляющего большинства россиян не столько напрямую, сколько из средств массовой информации. Так, 74,1% россиян назвали СМИ в качестве основного источника такого рода информации. Еще 39,9% опрошенных судят о работе чиновников со слов своих знакомых и коллег. И лишь треть россиян (33,5%) в ходе опроса отметили, что сами непосредственно сталкивались с деятельностью работников местных органов власти и чиновников (см. рис. 45).

Рисунок 45

Из каких источников население получает информацию о работе местных органов власти и чиновников? (в %)

 

Иначе говоря, в массовом сознании сложился и укоренился образ чиновника, лишь отчасти связанный с личным опытом населения.

При этом интенсивность общения с бюрократической системой среди представителей разных  социальных групп заметно различается. Как видно из данных, приведенных в таблице 28, формирование представлений  о работе чиновников на основе личного опыта общения  с ними  в большей степени характерно для  экономически активных групп населения. Это, прежде всего, респонденты в возрастных группах 26–30 и 31–40 лет, а также оценивающих свое материальное положение как хорошее.

Таблица 28

 

Источники информации о работе местных органов власти и чиновников среди различных социально-демографических групп населения (в %)

 

 

Сам сталкиваюсь с их работой

Со слов знакомых, коллег

Из средств массовой информации

Ниоткуда, практически ничего не знаю об их работе

Население в целом

33,5

39,9

74,1

9,6

Возраст

До 25

20,8

31,2

77,2

10,4

26–30

38,0

34,1

69,0

11,6

31–40

44,8

43,8

74,7

7,4

41–50

35,7

46,2

72,9

8,0

51–60

32,2

37,4

76,1

9,0

Старше 60

27,7

40,6

72,7

12,9

Оценка уровня материального обеспечения

Хорошее

46,9

42,5

69,9

8,8

Удовлетворительное

33,8

39,6

75,6

9,3

Плохое

30,2

39,4

72,7

10,4

Тип поселения

Мегаполис

45,0

37,1

74,2

6,0

Областной центр

35,1

41,5

80,5

7,6

Районный центр

34,2

42,1

72,9

7,6

Село

25,7

36,3

65,8

16,2

 

Также наличие такого опыта в большей степени характерно для жителей  мегаполисов, среди которых чуть менее половины опрошенных (45,0%) отметили, что лично сталкивались с их работой, тогда как среди жителей средних и малых городов эта доля составляет около трети (35,1% и 34,2% соответственно), а среди жителей сел еще меньше – четверть опрошенных (25,7%).

В то же время обращает на себя внимание тот факт, что даже среди граждан, имеющих личные впечатления от общения с государственными служащими, подавляющее большинство опрошенных (от 65,8% до 80,5%), тем не менее, формируют свое представление о них на основе той информации, которая представлена в СМИ.

Сравнительно невысокий уровень личной информированности населения о работе государственных органов и отдельных чиновников связан, как показывает исследование, в первую очередь с тем, что население старается по возможности минимизировать свое общение с органами государственной власти. Это стремление, в свою очередь, связано с укоренившимся в обществе убеждением, что чиновников всех уровней проблемы «простых граждан» волнуют крайне мало. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют ответы респондентов на вопрос о том, "К кому Вы обращались за помощью, если у Вас  или Ваших близких за последние 5 лет возникала проблема, которую Вы самостоятельно не способны были решить?". Так, относительное большинство населения  (38,9%), отметили, что в этом случае они обращались в первую очередь к знакомым, друзьям, родственникам. Существенно реже респонденты упоминали обращения в местные органы власти (16,8%) и к своему работодателю (10,4%) (см.
рис. 46).

Рисунок 46

Если у Вас или Ваших близких за последние 5 лет возникла проблема, которую Вы самостоятельно не способны были решить,
то к кому Вы обращались за помощью? (в %)
(население)

 

Справедливости ради надо подчеркнуть, что еще меньше надежд в разрешении своих проблем россияне возлагают на негосударственные, общественные институты –СМИ, партии, профсоюзы. На них рассчитывают не более 1–2% россиян. Несколько больше надежд возлагается на правозащитные организации: 6,1% россиян отметили, что они обращались в эти организации, когда не могли решить собственную проблему самостоятельно.

Больше четверти опрошенных (28,3%) даже, когда действительно возникали серьезные проблемы, придерживались тактики «избегания», не обращаясь вообще никуда и ни к кому. 

Во всем этом немалое значение играет отрицательный опыт обращения в государственные структуры за решением собственных жизненно важных проблем, что, безусловно, оказывает существенное влияние на формирование в целом негативного образа чиновничества. Так, лишь 14,7% россиян отметили, что им удалось полностью решить те проблемы, с которыми они обращались в госорганы. Существенно больше тех, кто указал, что проблемы были решены не полностью, кое-что удалось решить, кое-что нет (31,3%) (см. рис. 47).

Рисунок 47

Если Вы обращались за помощью, то удалось ли Вам решить свою проблему? (в %)

(население)

 

Было бы однако неправильным говорить о том, что проблемы граждан государственными служащими не решаются вовсе. Среди тех, кто обращался в госорганы лишь 10,6% ушли, что называется «ни с чем». Другое дело, что бюрократическая машина в России крайне неповоротлива и неэффективна, и для того, чтобы решить какую-то проблему необходимо, как правило,  приложить максимум  усилий.

Не случайно, характеризуя практику обращения в государственные органы,   подавляющее большинство опрошенных (83,5%) указали, что проблема, с которой они обращались, решалась очень долго, «заматывалась». Также серьезным недостатком работы государственных органов, по мнению 85,6% населения, выступают длительные очереди. Более половины опрошенных (60,7%) отметили некомпетентность государственных служащих, грубость и хамство чиновников (54,9%) (см. табл. 29).

Таблица 29

С какими явлениям Вы чаще сталкивались при личных контактах с чиновниками? (в %)

 

 

Население

Проблема очень долго решалась, «заматывалась»

83,5

Проблема решилась быстро, без волокиты

12,9

Затруднились ответить

3,6

 

Вымогали у меня взятку или требовали ответной услуги

33,6

Никакого неофициального вознаграждения за свою работу от меня не ждали

59,6

Затруднились ответить

6,9

 

Грубость, хамство чиновников

54,9

Вежливое, культурное обращение

39,2

Затруднились ответить

5,9

 

Некомпетентность

60,7

Профессионализм, компетентность

33,1

Затруднились ответить

6,2

 

Длинные очереди на прием

85,6

Отсутствие очередей, четкая организация работы

12,4

Затруднились ответить

2,1

 

Никаких контактов с чиновниками у меня в последние годы не было

51,6

 

В то же время, обращает на себя внимание тот факт, что вопреки распространенному мнению о высоком уровне «взяткоемкости» российских чиновников, большинство опрошенных (59,6%), имевших опыт обращения в госорганы, отметили, что никакого неофициального вознаграждения чиновники за свою работу  от них не ждали. Хотя немало и тех (33,6%), кто отметил, что при личных контактах с чиновниками у них вымогали взятки или требовали ответную услугу, что, безусловно, характеризует это явление как достаточно распространенную практику решения жизненно важных проблем.

Несмотря на критическое отношение к чиновничеству, россияне, тем не менее, не склонны однозначно негативно оценивать их деятельность и присущие им качества. Так, когда респондентам было предложено сравнить «уровень неэтичности» чиновников и представителей социально-профессиональных групп, которые также постоянно контактируют с населением, и от которых зачастую зависит решение самых главных жизненных проблем (учителя, врачи, милиционеры), то выяснилось, что управленцы далеко не всегда занимают лидирующие позиции в этом своеобразном антирейтинге. Так, по уровню хамства и грубости они заметно уступают милиционерам – 21,1% против 32,9%. Взятки намного чаще берут, по мнению россиян, вовсе не чиновники, а милиционеры, врачи и учителя (13,5%, 22,2%, 19,5 и 17,2% соответственно). Зато уровень равнодушия чиновников – наивысший. Именно они, по мнению более четверти россиян (28,7%), в большей степени склонны унижать тех людей, которые обратились к ним за помощью (см. табл. 30).

Таблица 30

Скажите, среди каких групп Вам чаще приходилось сталкиваться с неэтичными или неправовыми деяниями? (в %)

 

 

Население

Среди работников

образования
(школы, вузы
 и т. п.

Среди врачей

Среди милиционеров

Среди работников сферы управления

Грубость

6,7

14,0

32,9

21,1

Взятки

17,2

19,5

22,2

13,5

Безразличие к судьбам людей, обращающихся к ним за помощью

4,9

25,7

19,4

30,0

Сознательное унижение зависящих от них людей

5,9

6,2

25,0

28,7

С такими деяниями не сталкивались

49,8

32,3

26,9

28,7

 

Обращает на себя внимание и то, что от четверти  до половины россиян вообще не фиксируют фактов неэтичных и неправовых деяний со стороны указанных групп. Это говорит о том, что ситуация не выглядит столь безнадежной, как иногда представляется.

В целом, общение населения с органами власти, чиновничеством отягощено негативным опытом. При этом значительная часть общества, столь критически оценивающая деятельность чиновничества, и сама не отличается высоким уровнем законопослушания. Более того, чиновники, во всяком случае, на уровне деклараций, демонстрируют гораздо более высокий уровень приверженности закону, чем рядовые граждане. Так, среди работников бюрократического аппарата более половины опрошенных (58,0%) разделяют точку зрения о том, что во всем и всегда следует соблюдать букву закона. Среди населения такой точки зрения придерживается почти в два раза меньше – 25,8%. Зато среди граждан заметно больше тех (47,8%),  кто считает, что закон надо соблюдать только тогда, когда это делает сама власть, в иных условиях его можно игнорировать и решать свои проблемы более простыми и привычными способами, красиво именуемыми «неправовыми» практиками (см. рис. 48)..

Рисунок 48

Как, на Ваш взгляд, следует относиться к закону? (в %)

 

В то же время, результаты проведенного исследования фиксируют в целом позитивную тенденцию, выражаемую в увеличении числа россиян, считающих, что всегда и во всем следует соблюдать букву закона, даже если закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реальностям. Так, за последние два года доля россиян, разделяющих эту точку зрения, возросло с 19,7% до 25,8% (см. табл. 31).

Таблица 31

Динамика отношения россиян к необходимости соблюдения закона (в %)

 

 

1997

2001

2003

2005

Всегда и во всем следует соблюдать букву закона, даже если закон не вполне соответствует сегодняшним реальностям

14,2

19,6

19,7

25,8

Законы, конечно, надо соблюдать,  но только если это делают и сами представители органов власти

46,5

46,2

45,7

47,8

Не так важно, соответствует ли что-либо закону или нет – главное, чтобы это было справедливо

29,5

26,0

26,1

26,0

Затрудняюсь ответить

9,8

8,3

8,5

0,4

 

 

Впрочем, пока это не сказывается на реальном правовом поведении граждан. Население в целом, и представители бюрократического  аппарата  убеждены в том, что за последнее время ситуация с соблюдением гражданами законов практически не изменилась. На это указали более половины опрошенных каждой группы респондентов – 51,5% и 50,2% соответственно. Немало и тех (33,4% и 47,2%), кто считает, что она даже ухудшилась. На улучшение указали лишь 15,1% и 7,7% соответственно.

Что касается оценок  соблюдения законов государственными служащими, то здесь, как и следовало ожидать, оценки населения и чиновников существенно различаются. При этом,  мнения россиян практически разделились: 47,2% респондентов считают, что ситуация только ухудшилась, примерно столько же 45,1% отмечают, что никаких существенных изменений в соблюдении законов чиновниками  не наблюдается.

Респонденты-госслужащие менее критичны по отношению к себе, чем население в целом. Они считают, что соблюдение законов госслужащими либо осталось на том же уровне, что и раньше, либо улучшилось (45,1% и 33,9%). Впрочем, и по отношению к населению они не столь критичны, как большинство самих россиян (см. табл. 32).

Таблица 32

Соблюдение законов гражданами государственными служащими (в %)

 

 

Население

Госслужащие

Измени-лось в лучшую сторону

Измени-лось в худшую сторону

Никак не измени-лось

Измени-лось в лучшую сторону

Измени-лось в худшую сторону

Никак не измени-лось

Соблюдение законов гражданами

15,1

33,4

51,5

28,4

21,4

50,2

Соблюдение законов государственными служащими

7,7

47,2

45,1

33,9

21,0

45,1

 

В обществе сложился своеобразный замкнутый круг. Власть, чиновничий аппарат зачастую игнорируют интересы и права  граждан. Общество, или во всяком случае его значительная часть, отвечает власти той же «монетой», стремясь обходить стороной легальные и легитимные способы решения своих насущных проблем и свести общение с государственными органами к минимуму, обращаясь туда только в крайнем случае, когда нет никаких иных способов решения той или иной проблемы. При этом ни те, ни другие не отличаются высоким уровнем законопослушания. Разорвать этот замкнутый круг будет возможно только тогда, когда в обществе будет восстановлено доверие государственным органам всех уровней, а значит и чиновничеству в целом.

 <<назад          

оглавление

>> дальше