Доклад по социальной политике

Доклад по социальной политике

<<назад  

оглавление

дальше>>

10. Оценка россиянами семейной и демографической политики государства

В период социальных катаклизмов, которые переживает наша страна, вопрос института семьи стал одним из актуальных. Не случайно Президент РФ В. Путин в своем Послании Федеральному собранию 2006 г. охарактеризовал демографическую проблему как самую острую[1], отметив при этом, что в среднем число жителей России ежегодно становится меньше почти на 700 тысяч человек.

Начало 90-х годов ознаменовалось наступлением в России периода длительной депопуляции. Впрочем, такое положение дел не является какой-то специфической российской особенностью. В ХХ веке с естественной убылью населения столкнулись многие страны. В режиме депопуляции живут Германия, Италия, Болгария, Венгрия, Чехия, Швеция и целый ряд других государств. Спецификой России является то, что депопуляция детерминируется обоими компонентами воспроизводства населения – рождаемостью и смертностью. Другими словами, она происходит под двойным давлением, и именно это отличает Россию от западноевропейских стран.

Основные причины низкого уровня рождаемости в большинстве развитых стран, в том числе и в России, большинство специалистов связывает с трансформацией института семьи и брака. Современный тип рождаемости характеризуется относительной устойчивостью  идеального числа детей в семье (двое детей разного пола) и динамично развивающейся практикой контроля за сроком появления их на свет (планирование семьи).

Однако в России и рождение второго ребенка является часто «несбывшейся мечтой», поскольку в конкретных семьях планы в отношении рождений корректируются в зависимости от индивидуальных склонностей  и жизненных обстоятельств. Условия жизни в современной России в последние 15 лет были у большинства населения достаточно сложными. Падение уровня благосостояния населения, обострение проблем занятости, рост конкуренции за эффективные рабочие места, с одной стороны, и появление новых возможностей в потребительской сфере, рост потребностей, высокий желаемый стандарт жизни, особенно у молодежи, с другой, оказали в этот период существенное влияние и на падение рождаемости, и на трансформацию института семьи в целом.

Не случайно и в Послании Федеральному собранию, говоря о демографических проблемах, Президент РФ обратил особое внимание на такие вопросы как необходимость повышения ценности семьи и детей в общественном сознании, возникновение для женщины угрозы потери работы или необходимости отказа от профессиональной карьеры в случае рождения второго ребенка при одновременном росте  ее зависимости от мужа, а также низкие доходы и плохие жилищные условия, мешающие росту рождаемости, сомнение в возможности обеспечить будущему ребенку необходимые образование, медицинскую помощь и даже просто приемлемый уровень жизни.

Как показывает исследование, семья и дети были в последние полтора десятилетия отодвинуты на второй план. Для самих россиян, семья и дети остаются важнейшими жизненными ценностями.

Так, только у 4% опрошенных в ходе настоящего опроса в их жизненные планы не входило создать счастливую семью. Причем 60% россиян (при 66% состоящих в браке и 12% вдовых) это уже удалось. Еще 20% – считали, что еще реализуют эти планы, и лишь 16% – полагали, что сделать это им не удастся, хотя хотелось бы. Значимы для россиян и дети – лишь 5% опрошенных не включают в свои жизненные планы «воспитание хороших детей». Хотя с точки зрения каждого второго россиянина, это удалось сделать, 36% – полагают, что подобная возможность у них еще впереди.

При этом, как свидетельствуют результаты исследования, большинство россиян не испытывает опасений, связанных с невозможностью создания или сохранения семьи (лишь 4% опрошенных указали на такие опасения). Эти опасения и страхи занимают фактически одно из последних мест в предложенном респондентам своеобразном «рейтинге страхов».

Однако это не означает, что у россиян нет никаких проблем или страхов, связанных с имеющейся семьей и детьми. Так, 20% опрошенных указали, что в последний год им приходилось сталкиваться с семейными проблемами. Еще 10% опрошенных указали на наличие проблем с детьми.

Страхи, связанные с семьей и детьми, распространены еще шире, чем проблемы с ними, что, видимо, связано с их особой значимостью. Так, 25% всех россиян опасаются превращения детей в наркоманов, причем среди тех, у кого есть несовершеннолетние дети, этот показатель достигает 32%, а в проблемных семьях (с одним родителем, многодетных и т.п.) – 35%. Еще 13% наших сограждан опасаются превращения кого-либо из членов семьи в алкоголика или наркомана, причем почти в каждой десятой семье алкоголизм и наркомания отдельных членов семьи уже стали острейшей реальной проблемой. К этому следует добавить опасения россиян, что им не удастся дать ребенку необходимое образование, также они ощущают страх за здоровье близких и т.д. Единственным страхом, который россияне самостоятельно добавляли к предложенному списку, это то, что их ребенка призовут в армию.

Особенно актуальны были эти страхи для тех, у кого было двое и более детей – 39% их опасались, что не смогут дать детям необходимое образование, 33% - превращения своих детей в наркоманов.  Постоянные стрессы и страхи, связанные с детьми, сказываются и на здоровье представителей этой группы – лишь 27% ее представителей характеризовали свое здоровье как хорошее, в то время как в семьях с одним ребенком этот показатель составлял 43%.

Таким образом, семья и дети в условиях современной России – это не столько некий «тыл», позволяющий чувствовать себя увереннее в условиях масштабных трансформаций, но и огромный дополнительный психологический стресс для всех, их имеющих. И только то, что семья и дети, как уже отмечалось выше, являются для россиян очень значимой жизненной ценностью, несколько тормозит дальнейшее развитие кризисных явлений в этой области, в том числе – и дальнейшее снижение рождаемости.

Однако, как было справедливо отмечено в Послании Президента Федеральному собранию, семья и, особенно, дети – это не только дополнительные психологические, но и серьезные материальные проблемы. Достаточно сказать для иллюстрации этой мысли, что 30% семей с 2 детьми (при 22% – с одним ребенком) относится к 1-3 стратам, т.е. живет или за чертой, или на черте бедности. 

В этой связи надо сказать, что средняя численность членов семей в нашем исследовании составляла 3 человека, при этом обычно 2 из них работали. Доминирующим (33%) типом семей были полные двухпоколенные семьи, состоявшие из родителей с 1-2 несовершеннолетними детьми, и еще 7% составляли проблемные семьи с детьми, в т.ч. 2% - с двумя и более детьми (см. рис. 58).

Рисунок 58

Доля представителей различных типов домохозяйств среди опрошенных, в %

 

При этом лишь в 29% семей с несовершеннолетними детьми детей было двое, 71% – имели лишь одного ребенка. Основная масса имевших двух детей (52%) относилась к возрастной когорте 31-40 лет. Еще 15% относились к более молодой возрастной когорте, а остальные были старше. Если говорить о семьях с одним ребенком, то там картина была несколько иная – 27% всех имевших одного несовершеннолетнего ребенка находились в возрасте до 30 лет включительно, а остальные были старше.

В целом можно сказать, что среди россиян в возрасте до 40 лет рождение даже первого ребенка часто откладывается «на потом» (36% опрошенных в этой возрастной группе не имели детей –это очень высокий показатель), а на рождение второго решались немногие – лишь 19% представителей этих возрастных когорт рискнули заводить двух детей.

По данным исследования, почти половина несовершеннолетних детей проживает в селах и поселках городского типа, где чаще встречаются семьи с двумя детьми. Причем на рождение второго ребенка решаются россияне со средним или средним специальным образованием – у них доля семей с двумя детьми в полтора раза выше, чем в семьях россиян с высшим образованием.

Это является косвенным свидетельством того, что от рождения второго ребенка чаще отказываются не столько из-за материальных соображений (в селах и ПГТ уровень жизни, как известно, ниже, чем в более крупных населенных пунктах), а из-за сопутствующих ему проблем – потеря перспектив на работе, предполагающие отказ от активного образа жизни организационные проблемы и т.д. Помочь с решением этих проблем могло бы развитие сети дошкольных, школьных и внешкольных детских учреждений, а не просто дополнительные денежные выплаты.

Тенденция воспроизводства в большей степени социальных слоев, которые являются носителями относительно меньшего культурного капитала, является весьма тревожной с точки зрения обеспечения интересов страны в условиях растущей глобализации мировой экономики, предъявляющей повышенные требования к качеству рабочей силы. Пока в России в возрастных когортах до 40 лет в семьях, где хотя бы один из родителей имеет высшее образование, лишь в 24% случаев решаются на рождение второго ребенка, в то время как, например, в семьях со средним образованием родителей – в 48%, а со средним специальным – в 41%.

Мы говорим об этом, разумеется, не потому, что считаем, что не нужно повышать денежные выплаты семьям с детьми, а потому, что последние, хотя и улучшат их положение, но не приведут к резкому скачку рождаемости именно в тех слоях населения, где оно в наибольшей степени оправдано с точки зрения стратегических интересов государства.

Повышение размеров помощи государства семьям с детьми в любом случае абсолютно необходимо, и заявленные в Послании Президента РФ в этой связи меры совершенно оправданы. Как показало наше исследование, наличие второго ребенка резко увеличивает риск оказаться в реальной бедности. Так, например, при том, что уровень доходов до 3000 рублей (по самооценке респондентов) имели 30% опрошенных, среди семей с двумя детьми этот уровень дохода имели уже 40%. При этом доходы свыше 4500 рублей имели 41% бездетных семей, 45% семей с одним ребенком, но только 25% – с двумя детьми.

Среднее количество детей в семьях в ходе нашего опроса оказалось 1,3, что практически совпадало с данными Росстата. При этом в 11% семей с одним ребенком и в 17% семей с двумя детьми были безработные или не имеющие постоянной работы, в 8% и 18% соответственно – инвалиды 1 и 2 групп и хронические больные с ограниченной трудоспособностью, в 17% во всех семьях с детьми  – неработающие пенсионеры. В целом в 30% семей с 1 ребенком и в 38% семей с двумя детьми имелись взрослые неработающие члены семьи.

Как показало исследование, значительная иждивенческая нагрузка со стороны взрослых членов семьи плюс к несовершеннолетним детям, естественно, дополнительно осложняет положение многих россиян. Если количество работающих и иждивенцев превышает соотношение 1:1, то материальное положение семьи резко ухудшается. Достаточно сказать, что среди семей с двумя и более детьми, где имелись взрослые нетрудоспособные (или частично трудоспособные) члены семьи, 45% относились к трем низшим стратам, выделенным по их уровню жизни, т.е. или балансировали на черте бедности, или сползли за эту черту. Среди семей с одним ребенком этот показатель не превышал 20%. Это значит, что рождение второго ребенка, помимо всего прочего, лишает семью всякого запаса прочности, и малейшие проблемы (болезнь, безработица и т.п.) взрослых членов семьи означает ее реальное сползание в бедность. 

Таким образом, размер заработной платы в России сегодня таков, что даже при отсутствии других иждивенцев допускает возможность вырастить вдвоем лишь одного ребенка и означает автоматическое качественное падение для большинства россиян уровня жизни в случае рождения второго ребенка. Особенно драматичным становится положение в случае, когда из-за развода, смерти второго супруга и т.д. ребенка (или детей) растит только один из родителей. К таким семьям относится треть семей с одним ребенком и чуть больше 20% – с двумя детьми. Еще хуже оказывается положение, в составе семьи, когда, помимо детей, в ней есть другие нетрудоспособные члены семьи.

Как правило, очень тяжелым  является положение и в семьях, имеющих более двух детей. Так, например, что касается семей с тремя и более детьми, то две трети их относятся к трем беднейшим стратам. При этом более половины представителей таких проблемных семей и на будущее ожидают дальнейшего ухудшения своего положения.

Как видим, не случайно многодетность выступает для россиян более серьезным основанием для предоставления льгот, чем сама по себе бедность. Россияне четко осознают взаимосвязь семейной ситуации и риска скатиться за черту бедности. Четверть россиян назвали семейные несчастья и пятая часть - наличие в семье большого числа иждивенцев в числе пяти наиболее важных причин попадания их личных знакомых в состав живущих за чертой бедности.

В условиях, когда собственная экономическая активность населения в большинстве регионов из-за состояния местного рынка труда не может скомпенсировать расходов на второго и последующего детей, не удивительно, что основную ответственность по социальной поддержке семьи и детей россияне склонны возлагать, прежде всего, на государственные органы власти (см. рис. 59).

Рисунок 59

Ответы на вопрос «Кто в первую очередь, на Ваш взгляд, должен нести ответственность за оказание помощи семьи и детям», в %

 

Как видно на рисунке 59, в оценках россиян различается лишь уровень государственных институтов, на которые ими возлагается ответственность за реализацию семейной и демографической политики. Так, относительное большинство опрошенных (49%) в качестве субъекта такой ответственности назвали федеральные органы власти. Еще 25% респондентов возлагают ответственность на местные органы власти, и 18%  – на региональные. Среди различных социально-демографических групп и, прежде всего, среди представителей различных типов семей, результаты исследования не выявили значимых различий в оценках по данному вопросу.

За время президентства В. Путина россияне достаточно позитивно оценивают изменения в системе государственной поддержки семьи и рождаемости. Доля тех, кто отметил ухудшение ситуации в этой сфере, практически в полтора раза меньше тех, кто считает, что ситуация улучшилась (19% против 34% соответственно). Большинство опрошенных (46%) уверены при этом в том, что государственная поддержка семьи и рождаемости пока практически не претерпела существенных изменений. Можно надеяться, что после реализации мер, намеченных в Послании Президента Федеральному собранию, ситуация в этой области изменится.

Наиболее негативные оценки изменения ситуации  по государственной поддержке семьи и рождаемости демонстрируют не столько семьи с детьми, сколько представители семей, состоящих из пенсионеров или имеющих их в составе семьи. Среди них четверть опрошенных указывают на ухудшение в последние годы ситуации в этой сфере. Как показало исследование, на отношение к социальной поддержке семьи со стороны государства значительное влияние оказывают различия представлений россиян о социальных функциях государства, обусловленные,  в первую очередь, поколенческими различиями.

В то же время несколько неожиданными выглядят данные, согласно которым наиболее негативные оценки, касающиеся  изменения ситуации в сфере поддержки семьи и рождаемости, наблюдаются среди жителей мегаполисов. Лишь 19% респондентов столичных городов указали на позитивные изменения в системе поддержки семьи и рождаемости, тогда как 29% опрошенных этой группы считают, что ситуация в данной сфере ухудшилась.

Подобные негативные оценки среди жителей столичных городов обусловлены тем, что реализовывавшаяся до последнего времени органами власти социально-демографическая политика практически нивелировалась высоким уровнем жизни в этих городах и носила единовременный характер, рассчитанный на поддержку не семьи, а лишь рождения ребенка. Отчасти косвенным подтверждением этого является и то, что, согласно данным многих исследований других аналитических структур, приоритетными, по мнению подавляющего большинства опрошенных, являются меры, направленные на увеличение размера детских пособий и материальную поддержку молодым семьям.

Кроме того, именно в мегаполисах, где институт сидящих с внуками бабушек отошел в прошлое, и острее стоит дилемма «ребенок – работа», включая профессиональный рост и высокий уровень жизни,  болезненнее, чем в других типах поселений, воспринимают проблемы, связанные с работой детских дошкольных учреждений. Только 5% их жителей (при 13% по массиву в целом) полагают, что ситуация в этой области за последние годы улучшилась, и 35% ( при 32% по массиву в целом) считают, что она ухудшилась. Гораздо критичнее, чем по стране, воспринимают в мегаполисах и ситуацию в области школьного образования.

Это значит, что воспитывать детей в мегаполисах относительно тяжелее, чем в других местах. Стоимость жизни в них дороже, риски для детей (от личной безопасности до угрозы наркомании) достаточно высоки, огромны риски для матери, связанные со снижением ее конкурентоспособности на рынке труда, а система государственной помощи семьям с детьми (дошкольные, школьные, внешкольные детские учебные и воспитательные учреждения), позволяющая россиянам самостоятельно решать свои материальные проблемы, со своими задачами справляется плохо. Наименьшие нарекания по отношению к системе дошкольного и школьного образования наблюдается в селах, однако там острее стоят проблемы, связанные с будущим детей после окончания школы, в частности – с невозможностью дать им необходимое образование.



[1] Российская газета, 11 мая 2006 г., с.2.

<<назад  

оглавление

дальше>>