Доклад по социальной политике

Доклад по социальной политике

<<назад  

оглавление

дальше>>

11. Социальные реформы: от монетизации льгот к национальным проектам

Реформы 90-х годов вызвали у большинства россиян стойкий антиреформаторский синдром, который обусловил настороженное, а в ряде случаев, заведомо негативное отношение к любым преобразованиям в экономической и социальной сферах. Одновременно с этим в обществе все последние годы формировался запрос на новое качество жизни и требование «вернуть» государству социальную сферу.

Все это обусловило достаточно противоречивое отношение россиян к этой проблеме. С одной стороны, налицо экономический подъем последних лет и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, результатом которых стал рост реальных доходов населения. С другой – усиление недовольства россиян практически всеми сторонами социальной жизни, которое фиксируется массовыми опросами, в том числе и настоящим исследованием.

Так, на вопрос о том, как изменилось положение дел в различных сферах жизни российского общества за время президентства В. Путина, из 14-ти показателей лишь в 4-х респондентами отмечаются позитивные изменения (безработица, возможность зарабатывать, поддержка семьи, пенсионное обеспечение). По всем остальным сферам россияне либо не видят никаких изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону, либо отмечают ухудшение ситуации.

По таким важным сторонам жизни, как бедность, социальная справедливость, ситуация с детскими дошкольными учреждениями, с высшим образованием, здравоохранением, жильем, экологией, безопасностью доля критических оценок превышает долю положительных в два-три раза (см. табл. 20). Недовольство людей далеко не случайно и отражает недоучет в реализуемой социальной политике многих особенностей современной российской действительности.

Возникает закономерный вопрос: почему гораздо худшая ситуация конца 90-х годов, сопровождаемая острыми коллизиями (один 1998 года чего стоит!) не вызывала столь выраженного недовольства? Таких причин несколько.

В середине и особенно конце 90-х годов большинство населения отчетливо понимало, что страна находится в глубочайшем кризисе и всерьез рассчитывать на позитивные перемены не приходится. За последние 6 лет многое изменилось. За этот период преодолен «постдефолтный синдром», в обществе сформировалось стойкое ощущение, что выход страны из кризиса не за горами, что стоит еще немного потерпеть и можно рассчитывать на конвертацию экономического роста в улучшение жизни. В стране появился президент, пользующийся поддержкой большинства граждан, который к тому же бросил клич «Все на борьбу с бедностью!». Соответственно, планка общественных притязаний выросла настолько, что имеющийся уровень материального и социального положения уже не отвечает новому запросу общества к уровню и качеству жизни.

Таблица 20

Изменение положения дел в различных сферах жизни за время президентства В. Путина, в %[1]

 

Сферы

Ситуация
улучшилась

Ситуация
осталась прежней

Ситуация
ухудшилась

1. Безработица

38,0

45,0

16,0

2. Возможность зарабатывать

43,0

43,0

13,0

3. Бедность

16,0

53,0

31,0

4. Социальная справедливость

11,0

58,0

30,0

5. Поддержка семьи и рождаемости

34,0

46,0

19,0

6. Дошкольные детские учреждения

13,0

54,0

31,0

7. Среднее образование

14,0

69,0

17,0

8. Высшее образование

13,0

52,0

34,0

9. Здравоохранение

13,0

43,0

43,0

10. Жилищная ситуация

10,0

47,0

42,0

11. Пенсионное обеспечение

29,0

46,0

24,0

12. Уровень жизни населения

20,0

48,0

32,0

13. Экологическая ситуация

7,0

64,0

28,0

14. Личная безопасность

7,0

68,0

25,0

 

Между тем, заметных сдвигов в уровне жизни большинства россиян на протяжении значительного времени так и не произошло, о чем свидетельствуют данные о стабильности социальной структуры общества и его материального благосостояния. В последние годы весь прирост реальных доходов населения пошел на компенсацию деградации имущественного потенциала домохозяйств, которая произошла в тяжелые 90-е годы, а не на реальное улучшение качества жизни населения.

Показательны в этом отношении резкие колебания оценок качественных аспектов жизни за последние 6 лет. Так, с момента избрания В. Путина президентом страны в 2000 г. за короткий промежуток времени – всего лишь 3 года (к 2003 году) – более чем втрое выросло число тех, кто счел, что ситуация с уровнем жизни населения улучшается - с 6% до 21%. При этом доля тех, кто полагал, что она ухудшается, оставалась практически неизменной и составляла 23% в 2000 г. и 25% в 2003 г. В следующее трехлетие ситуация заметно изменилась. Доля россиян, отмечающих улучшение, практически та же, а вот тех, кто фиксирует ухудшение, выросла – с 25% до 32%. Это отражает и возникшее разочарование недостаточными темпами улучшения ситуации и рост ожиданий населения.

Ситуация с личной безопасностью носит практически противоположный характер. Пик негативных оценок пришелся на 2003 г. (32%), а к 2006 г. доля оценивающих ситуацию в сфере личной безопасности как ухудшающуюся, снизилась до 25% (см.
табл. 21). И это при том, что после 2003 г. был Беслан, который до основания потряс все российское общество.

Таблица 21

Динамика оценок россиянами изменения положения дел в стране за период пребывания В. Путина у власти, в %

 

 

Ситуация улучшилась

Ситуация ухудшилась

2000 г.

2003 г.

2006 г.

2000 г.

2003 г.

2006 г.

Уровень жизни населения

6,0

21,0

20,0

23,0

26,0

32,0

Личная безопасность

5,0

6,0

7,0

21,0

32,0

25,0

 

В данном случае мы имеем дело с социально-психологическими причинами, коренящимися в усталости значительной части общества от той социально-экономической модели, которая предполагает стабильность, но не обеспечивает конвертацию экономического роста в улучшение качества жизни всего населения.

Среди причин роста недовольства россиян в последние годы следует назвать настороженное отношение наших сограждан к любым социальным новациям властей, заметно усилившееся после монетизации льгот. Сегодня у многих людей присутствует ощущение, что объявленные социальные программы означают не что иное, как перекладывание бремени ответственности за их решение на самих граждан, причем именно в тех сферах и областях, где россияне особо рассчитывают на государство, прежде всего, в пенсионном обеспечении (85%), борьбе с бедностью (74%), медицине (68%) и образовании (как высшем, так и среднем – 64%). Причем полагаются не просто на государство, а на структуры федеральной власти, поскольку понимают, что перенесение центра тяжести в реализации многих социальных программ в регионы, подавляющее большинство из которых является дотационными, означает не что иное, как своеобразную и хорошо известную по 90-м годам форму «сброса социалки».

Было бы неправильным считать, что требования к властям – это исключительно проявление присущих нашим гражданам иждивенческих и патерналистских настроений, которые, безусловно, есть, но они характерны далеко не для большинства населения. За последние 15 лет многие россияне научились адаптироваться к окружающей реальности самостоятельно, не рассчитывая на помощь государства. 42% россиян соглашаются с тем, что человек – сам кузнец своего счастья. В материально обеспеченных группах доля респондентов, полагающих, что дело обстоит именно так достигает 59%.

Свыше половины россиян (58%) думают иначе – определяющими их счастья являются внешние обстоятельства, существующие в обществе, «правила игры», к которым далеко не всем удается приспособиться. Учитывая, что говорилось в предыдущих разделах о социально-демографическом составе группы «патерналистов», это не удивительно. Вряд ли от пенсионеров или жителей депрессивных регионов можно ожидать другой реакции.

Многие россияне, даже вполне благополучные, но понимая сложности остальных, считают, что в обществе должен быть найден баланс между индивидуальной самореализацией и деятельностью государства, которое по Конституции является социальным и должно обеспечить базовые гарантии тем гражданам, которые не способны решить свои проблемы сами по объективным причинам, включая депрессивное состояние экономики многих регионов (см. рис. 60).

Рисунок 60

Выбор респондентов в паре альтернативных суждений  «Человек – сам кузнец своего счастья, и успех и неудачи – все в его руках» и «Жизнь человека в гораздо большей степени определяется внешними обстоятельствами, чем его собственными усилиями» в зависимости от уровня атериальной обеспеченности, в %

 

Настороженное отношение к любым социальным реформам связано с крайне низким уровнем информированности россиян о сути этих реформ, что в свою очередь порождает массу слухов, домыслов, фобий и т. д. Так, от объявления президентом о национальных проектах до проведения настоящего исследования прошло полгода, однако 44% респондентов о них ничего не знают. Отсюда весьма смутное представление о том, для чего эти проекты нужны и какой ожидать от них результат. И соответственно – априорное недоверие к тому, что предлагается. Взять даже такое стабильно одобряемое обществом дело, как повышение зарплат: 58% россиян не верят, что увеличение зарплат бюджетникам в полтора раза до 2008 г. сможет действительно улучшить их материальное положение. Еще больше тех (73%), кто не верит, что это увеличение будет способствовать росту качества медицинских и образовательных услуг (см. рис. 61).

Рисунок 61

Уровень информированности россиян о национальных проектах и их отношение к этим проектам, в %

Чем хуже (по самооценкам) материально обеспечены респонденты, тем, как правило, они менее информированы о национальных проектах в социальной сфере, и тем больше скепсиса демонстрируют в отношении того, что увеличение зарплаты бюджетников заметно улучшит их положение, а рост зарплат повлечет за собой улучшение работы системы образования и здравоохранения (см. табл. 22).

Таблица 22

Уровень благосостояния россиян, согласившихся с высказываниями, касающимися национальных проектов в социальной сфере, в %

 

Материально обеспечены

Знаете ли Вы о предложенных В.Путиным в сентябре 2005г. четырех новых национальных проектах
в социальной сфере – «Образование», «Здравоохранение», «Жилье», «Сельское хозяйство»?

Если зарплата бюджетников до 2008г. действительно будет увеличена в полтора раза по отношению
 к нынешней, сможет ли это, на Ваш взгляд, значительно улучшить их положение?

Приведет ли, на Ваш взгляд, такое увеличение их зарплат к заметному улучшению работы системы образования и здравоохранения?

Хорошо

76,0

57,0

41,0

Удовлетворительно

57,0

42,0

27,0

Плохо

49,0

39,0

25,0

 

Как показывает исследование, у многих россиян весьма смутные представления не только о национальных проектах, но и о реформах, которые начались уже– 5-6 лет назад
(см. рис. 62).

 

Рисунок 62

Отношение россиян к тем реформам в социальной сфере, реализация которых уже началась или может скоро начаться, в %

 

В то же время было бы неправильным считать, что в российском обществе доминирует глухое неприятие и отторжение любых социальных новаций властных структур.

В целом отношение к реформам можно разделить на две группы. Первая – это осуществляемые или планируемые реформы, которые отвергаются населением, считаются неправильными и неприемлемыми. К ним можно отнести предложения об увеличении возраста выхода на пенсию, реформу ЖКХ и медицины и, что неожиданно, единую 13% шкалу подоходного налога, существующую уже много лет и не вызывавшую, казалось бы, особых нареканий.

Ко второй группе относятся реформы, которые значительное число россиян (от трети и выше) готовы поддержать, хотя и с оговорками. Имеется в виду их поддержка только в том случае, если соответствующие реформы не ухудшат их материального положения. К таким реформам относятся пенсионная реформа, монетизация льгот, введение единого госэкзамена в школах. Как показало исследование, спустя год после начала монетизации льгот, вызвавшей массовые протесты по всей стране, доля россиян, относящихся к ней позитивно (40%), несколько превосходит долю тех, кто относится к ней негативно, считает неправильной и вредной (36%). В то же время 36% недовольных после всех дополнительных затрат, которые пришлось понести государству для снятия волны протестов – это очень много.

В группах респондентов, которые попали под монетизацию льгот, доля позитивных оценок (одобряющих и одобряющих с оговорками) оказалась самой высокой – 46% и 44% среди респондентов 51–60 и старше лет, соответственно (см. табл. 23). В этих группах был и наивысший процент негативистов, полагающих, что ничего кроме вреда эта реформа не принесла (36% и 45%).

Таблица 23

Отношение россиян к монетизации льгот (замене льгот для разных категорий граждан денежной компенсацией), в %

 

Возраст

Считают правильной и способной улучшить
их положение и положение их семьи

Считают в целом правильной, но боятся, что их положение от этого только ухудшится

Считают
неправильной и вредной по своим последствиям
для них и для их семьи

Не знают толком суть этой реформы и не имеют к ней четкого
отношения

18–21 лет

24,0

18,0

24,0

34,0

22–26 лет

18,0

17,0

34,0

32,0

27–30 лет

18,0

16,0

32,0

34,0

31–40 лет

17,0

19,0

35,0

30,0

41–50 лет

20,0

20,0

36,0

24,0

51–60 лет

18,0

28,0

36,0

18,0

Старше
60 лет

22,0

21,0

45,0

12,0

Судя по результатам настоящего исследования, переход несколько лет назад к плоской шкале налогообложения прошел на удивление легко, не вызвав особых протестов ни среди населения, ни у левой оппозиции. Между тем, отношение россиян к этой системе было и остается не восторженным. Негативизм наблюдается, прежде всего, у работающего старшего поколения (51-60 лет), а также у средне- и малообеспеченных групп. Лишь среди хорошо обеспеченных россиян отношение к этой системе скорее позитивное (см. табл. 24).

Таблица 24

Отношение россиян к введению единого подоходного налога в размере 13%  независимо от размера доходов, в %

 

 

Считают правильной и способной улучшить
их положение и положение
 их семьи

Считают в целом правильной, но боятся, что их положение от этого только ухудшится

Считают неправильной и вредной по своим последствиям для них и для их семьи

Не знают толком суть этой реформы и
не имеют к ней четкого отношения

Возраст, лет

18–21

10,0

24,0

45,0

21,0

22–26

22,0

14,0

40,0

24,0

27–30

17,0

18,0

40,0

25,0

31–40

17,0

23,0

42,0

18,0

41–50

18,0

20,0

43,0

19,0

51–60

13,0

15,0

49,0

23,0

Свыше 60

8,0

14,0

39,0

39,0

Материально обеспечены

Хорошо

32,0

18,0

30,0

20,0

Удовлетворительно

14,0

20,0

43,0

23,0

Плохо

12,0

15,0

45,0

28,0

 

Почему одна реформа, которая значительным числом россиян признается правильной и нужной, вызывает всплеск недовольства, а другая – воспринимается многими как вредная и неправильная, не вызывает сомнений?

Видимо, что все дело, прежде всего, в представлениях россиян о справедливости. Если налоги, хотя и по единой ставке, платят все или почти все, то льготы были ликвидированы, как известно, выборочно. Причем они сохранились именно для тех, кто так настойчиво объяснял народу их вредность – для российской бюрократии. Вот с этим россиянам смириться очень трудно.

Власть, судя по всему, извлекла урок из неудачи с монетизацией льгот, и реализация национальных проектов началась на фоне достаточно активной работы с населением и с учетом общественных ожиданий. Хотя уровень информированности о национальных проектах до сих пор остается сравнительно невысоким.



[1] В таблице не указаны затруднившиеся с ответом.

<<назад  

оглавление

дальше>>