Ценности и установки российского среднего класса в период экономического кризиса

Ценности и установки российского среднего класса в период экономического кризиса



Мареева С.В.
Ценности и установки российского среднего класса в период экономического кризиса // Общественные науки и современность. 2016. № 4. С. 65-77.
ISSN 0869-0499

Размещена на сайте: 27.10.16

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Мареева С.В. Ценности и установки российского среднего класса в период экономического кризиса // Общественные науки и современность. 2016. № 4. С. 65-77.

Аннотация

В статье на материалах общероссийских репрезентативных исследований ИС РАН последних лет (в т.ч. новейших данных 2014-2015 гг.) проведен анализ ценностей и установок российского среднего класса в условиях экономического кризиса. Показано, что кризис в целом не изменил общую картину ценностной неоднородности российского общества, и средний класс продолжает характеризоваться более ярко выраженными модернистскими ориентациями в своей повседневной жизни, не поддерживая, однако западный путь развития страны на макроуровне. Выявлено, что для среднего класса характерна установка на приоритет личных интересов над общественными, и хотя в условиях кризиса они готовы пойти на некоторые жертвы для поддержки страны, это не относится к тем мерам, которым могли бы значительно затронуть качество их повседневной жизни. Показано, что в миграционных установках среднего класса (для тех, кто вообще рассматривает такую возможность) преобладает ориентация на временный выезд за рубеж, а не на переезд с целью получения ПМЖ, причем кризис способствовал усилению этой тенденции. В оценке неравенств, существующих сегодня в российском обществе, представители среднего класса выражают мнение всего населения, хотя сами ощущают себя менее подверженным их влиянию. При этом представители среднего класса являются сторонниками существования в обществе неравенств определенной их глубины при условии легитимности их оснований, чему, по всей видимости, ситуация в современном российском обществе в их представлениях не отвечает.

Ключевые слова:

средний класс средние слои установки ценности middle class middle strata attitudes values

Рубрики:

Социальная структура и стратификация
Социология общественного мнения



Возможно, вам будут интересны другие публикации: