Человеческий капитал потомственных российских рабочих

Человеческий капитал потомственных российских рабочих



Каравай А.В.
Человеческий капитал потомственных российских рабочих // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 6 (136). С. 107-124.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2016.6.07

Размещена на сайте: 26.01.17

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Каравай А.В. Человеческий капитал потомственных российских рабочих // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 6 (136). С. 107-124.
DOI: 10.14515/monitoring.2016.6.07

Аннотация

Представлены результаты исследования влияния условий социализации российских рабочих на качество их человеческого капитала. На основании данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ показано, что потомственные рабочие проигрывают в качестве своего человеческого капитала остальным представителям данной профессиональной группы. При этом установки по отношению к своему человеческому капиталу у потомственных рабочих имеют свою специфику и формируются под влиянием нескольких факторов. Во-первых, низкий уровень финансовой отдачи на  высокий уровень квалификации приводит к обесцениванию в их глазах всего процесса получения новых знаний (от формального образования до  самообразования). Отсутствие ценностного отношения к  знаниям и рационального восприятия свободного времени переходит от родителей-рабочих к их детям, которые, вступая в профессиональную жизнь, довольствуются обычно лишь минимальным уровнем образования, необходимым для занятия того или иного рабочего места, и  не  выстраивают эффективных стратегий профессионального роста. Во-вторых, особенности жизни и  профессиональной деятельности не требуют от рабочих навыков стратегического планирования и  рационального использования времени, что также негативно сказывается на  их отношении к  наращиванию своего человеческого капитала, усиливая установки на  «жизнь сегодняшним днем», полученные в процессе первичной социализации. В-третьих, у детей из рабочих семей при решении вопроса о приобретении статуса рабочего происходит своеобразный «негативный естественный отбор», поскольку выходцы из рабочих семей, имеющие профессиональные амбиции и  потребность в профессиональном росте, уходят в другие сферы деятельности (преимущественно, в торговлю и бытовое обслуживание). Сделан вывод, что с течением времени эти тенденции усугубляются, и исправить их можно только путем создания эффективной системы мотивации рабочих к наращиванию человеческого капитала, привязки его качества к уровню доходов.

Ключевые слова:

рабочие ресурсы человеческий капитал рабочий класс рабочая молодёжь образование ресурсный подход инновационная экономика квалифицированная рабочая сила дополнительное профессиональное образование модернизация производства социализация workers resources human capital working class young workers education, resource approach innovative economy skilled labour supplementary vocational education production modernization socialization

Рубрики:

Социальная структура и стратификация



Возможно, вам будут интересны другие публикации: