Донбасс как пространство социалистического энтузиазма, памяти и травмы: кинематографические и литературные образы

Донбасс как пространство социалистического энтузиазма, памяти и травмы: кинематографические и литературные образы



Абрамов Р.Н.
Донбасс как пространство социалистического энтузиазма, памяти и травмы: кинематографические и литературные образы // Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2018. №. 1. С. 79-93. На англ. яз.
ISSN 2076-8214
DOI: 10.25285/2078-1938-2018-10-1-79-94
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=35050458

Размещена на сайте: 26.11.18

Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/717 (дата обращения 26.11.2018)



Ссылка при цитировании:

Абрамов Р.Н. Донбасс как пространство социалистического энтузиазма, памяти и травмы: кинематографические и литературные образы // Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2018. №. 1. С. 79-93. На англ. яз.
DOI: 10.25285/2078-1938-2018-10-1-79-94

Аннотация

Эссе посвящено исследованию Донбасса как мифологического пространства, ставшего объектом культурного конструирования советским кинематографом и постсоветской литературой. В центре внимания автора символическая эволюция советской мифологии Донбасса, которая начинается со сталинского кинематографа, представленного фильмом «Шахтеры» (1937) и кинодилогией «Большая жизнь» (1939–1946), продолжается в минорном фильме периода застоя «В день праздника» (1978) и заканчивается метафоричным фильмом «Зеркало для и героя» (1987), затронувшим сложные вопросы семейной и коллективной памяти о травматичных страницах советского прошлого. Каждый из фильмов отражает этапы трансформации Донбасса как особого индустриального шахтерского мира – от истеричного энтузиазма 1930–1940-х годов через разочарование и равнодушие 1970-х до мучительного возвращения к прошлому и его ревизии в период перестройки. Перед распадом СССР Донбасс стал пространством бурных политических перемен и зарождения мощного шахтерского забастовочного движения, но в 1990-х годах пережил тяжелые времена экономического кризиса и деиндустриализации. Безработица, рост преступности и обнищание значительной части рабочего класса стали частью повседневности Донбасса этого времени. Новый эмоциональный облик Донбасса нашел отражение в психоделическом романе Дмитрия Савочкина «Марк Шейдер»: это Донбасс подпольных шахт-копанок, наркоманских трипов и сложных отношений с «шахтерскими богами» советского времени. Важным итогом анализа, выполненного в жанре психогеографии и культурологии эмоций, стал вывод о связи пространственной мифологии с актуальными политическими контекстами, объяснение которых часто кроется в исторических и культурных мифологиях региона. Эссе не фокусируется на современной военной и политической ситуации в этом регионе, но является рефлексией относительно эмоционального и идеологического прошлого Донбасса.

Ключевые слова:

психогеография постсоветское пространство советский кинематограф исследования культуры шахтеры донбасс psychogeography post-soviet spaces soviet cinema cultural studies miners donbass

Рубрики:

Региональная социология
Социология пространства и города



Возможно, вам будут интересны другие публикации: