(2018) Вирусный альтруизм или социальное заражение? Сравнительный анализ типов участия и механизмов вовлечения российских и украинских пользователей социальных медиа в благотворительную кампанию Icе Bucket Challenge ...

(2018) Вирусный альтруизм или социальное заражение? Сравнительный анализ типов участия и механизмов вовлечения российских и украинских пользователей социальных медиа в благотворительную кампанию Icе Bucket Challenge ...



Моисеев С.П., Девятко И.Ф.
(2018) Вирусный альтруизм или социальное заражение? Сравнительный анализ типов участия и механизмов вовлечения российских и украинских пользователей социальных медиа в благотворительную кампанию Icе Bucket Challenge. Журнал социологии и социальной антропологии, 21(4): 154–181.
ISSN 1029-8053 (print); ISSN 2306-6946 (electronic)
DOI: 10.31119/jssa.2018.21.4.7
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36489650

Размещена на сайте: 10.12.18

Текст статьи на сайте журнала URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2018_4/Moiseyev_Devyatko_2018_4.pdf (дата обращения 10.12.2018)



Ссылка при цитировании:

Моисеев С.П., Девятко И.Ф. (2018) Вирусный альтруизм или социальное заражение? Сравнительный анализ типов участия и механизмов вовлечения российских и украинских пользователей социальных медиа в благотворительную кампанию Icе Bucket Challenge. Журнал социологии и социальной антропологии, 21(4): 154–181.
DOI: 10.31119/jssa.2018.21.4.7

Аннотация

Статья посвящена изучению феномена вирусного альтруизма как фор- мы просоциальной массовой активности в социальных сетях. С опорой на данные предшествующих исследований раскрывается неоднородная природа данного феномена:основанная преимущественно на механизмах внутренней («чистой») альтруистической мотивации просоциального действия, внешней инструментально-рациональной мотивации или же на социальном заражении, которое не предполагает обязательного наличия собственно альтруистической ориентации социального действия. Проводится сравнительный анализ динамики и механизмов вовлечения российских и украинских пользователей в благотворительную кампанию Ice Bucket Challenge (IBC), основанный на информации о поведенческих «цифровых следах» — активности в социальной сети «Вконтакте». Различные примеры участия в кампании обобщаются в виде аналитической типологии, отражающей влияние внутренней или внешней мотивации либо социального заражения. Адекватность полученной типологии подтверждается результатами кластерного анализа эмпирических данных. В ходе обсуждения результатов делается вывод о том, что «формальное» участие пользователей под действием механизма каскадного социального заражения правильнее определять как частный пример массового поведения в цифровой среде, а не проявление вирусного альтруизма. В дополнение к этому на примере анализа декларируемых участниками IBC направлений предполагаемого пожертвования демонстрируется необходимость учитывать реальную (а не диктуемую правилами кампании) направленность их активности, а также внешний социально-политический контекст, который может оказать на нее влияние. Показывается, что проведение такого углубленного анализа позволяет более обоснованно различать пользователей с внешней и внутренней мотивацией участия.

 

Ключевые слова:

вирусный альтруизм внешняя мотивация внутренняя мотивация социальное заражение ice bucket challenge массовое поведение viral altruism intrinsic motivation extrinsic motivation social contagion mass behavior

Оглавление

Рубрики:

Социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: