Качественные исследования: перспективы развития

Качественные исследования: перспективы развития

А.А. Давыдов

КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Введение

В последние годы в социологии получили распространение Qualitative Research (качественные исследования) [1-6], в частности, Action research, Field Research, Biographical research, Cross-Cultural Research и т.д. В этой связи представляет научный и практический интерес рассмотрение перспектив развития качественных исследований для продвижения в разработке общей социологической теории социальных «фрагментов» [7], теории социологических алгоритмов [8], компьютационной теории искусственных социальных агентов [9], теории респондента, как источника информации [10], когнитивной социологии [11], системной социологии [12], будущего развития российской социологии.

В данной статье предпринята попытка рассмотрения перспектив развития качественных исследований, основанная на проведенном автором анализе материалов международного проекта CAQDAS Networking Project [3], международных симпозиумов и конференций за 2005-2008 гг., международных библиографических указателей Social Science Citation Index, Sociology Abstracts, современных энциклопедий по Qualitative Research [1-2] и обзорных статей из ведущих международных журналов по качественным исследованиям [3], а также научных дисциплин, в частности, системной социологии [12], где используются Qualitative Research.

 

Qualitative Research: современное состояние

Напомним, что в Qualitative Research изучается слабоструктурированная нечисловая информация, представленная в наблюдениях, текстах, аудио, рисунках, фото, видео. Решаются исследовательские задачи, схематически представленные на рис. 1, на основе следующих методологий, методов и компьютерных систем [1]

 

 

Рис. 1

Исследовательские задачи Qualitative Research

  

 

 

[Цит. по 13].

 

What People Say - the knowledge they have, what they understand, researching the conscious mind. Mean, Need OR Desire - emotional drivers, conscious and unconscious, researching the psyche. What People Do - the actions they take, and what they see themselves doing, researching meaningful behaviour. Culture - cultural forces and meaning systems, researching shared meanings, norms and codes.

В целом, качественные исследования направлены на изучение субъективных образов социальной жизни, формирования, структуры и использования Mental Constructs (когнитивные системы смыслов, метафор, кодов культуры и т.д.), целостное, контекстуальное описание уникальных явлений и т.д. Например, для качественного анализа текстов, традиционно решаются следующие основные эмпирические задачи: activate prior knowledge, decoding text, elaborate and extend textual knowledge, evaluate understanding.

Методологии Qualitative Research [1-3,14] - Hermeneutics, Objective hermeneutics, Phenomenology, Phenomenography, Symbolic interactionism, Ethnomethodology, Ethnography, Constructionism, Grounded theory, Life History и т.д.  

Методы анализа Qualitative Research [1-3,14-17] - Hermeneutical Analysis,  Discourse analysis, Narrative analysis, Interpretative Phenomenological Analysis (IPA), Qualitative Comparative Analysis (QCA), Frame analysis, Framework analysis, Conversation Analysis, Life-world analysis, Autoethnography, Visual Ethnography, Matrix Analysis/Logical Analysis, Template analysis, Metaphorical Analysis, Domain Analysis, Event Analysis/Microanalysis, Content Analysis, Case study, Typology Analysis, Taxonomy Analysis, Analytic Induction, Semiotics Analysis, Quasi-statistics и т.д. В качестве критериев обоснованности полученных результатов при использовании данных методов используют Credibility, Transferability, Dependability, Confirmability [18] и другие критерии.

Компьютерные системы Quality Data Analysis [19-21] - AccuLine, AnSWR, Atlas.ti, BEST, CDC EZ-Text, C-I-SAID, ELAN, Ethno, Ethnograph,  EthoVision, InterClipper Professional, INTERACT, INTEXT, Kwalitan, MacSHAPA,  MaxQDA, NVivo, OCS Tools, Qualitative Media Analyzer, Qualrus, Sign Stream, Survey Logix, TACT, TAMS Analyzer, CAT, Transana, WordSmith, WordStat, XSight, Concordance, Unitex, Anvil, TextPack, Semantic-Knowledge, The Hume machine, General Inquirer, GlossaNet, Weft QDA, RLSort, HyperResearch, RQDA и т.д. С помощью перечисленных компьютерных систем решаются следующие основные эмпирические задачи: Coding, Auto-coding, Variables/Attributes, Memos/Annotation, Searching, Text (lexical) search, Code searching, Boolean search, Non-Boolean/Proximity search, Models/Networks, Integration with quantitative data, Hypertext и т.д. 

Qualitative Research успешно используется в научных исследованиях [22] и практических приложениях, например, в маркетинге [23], бизнесе и менеджменте [24], в информационных системах [25] и т.д.  

 

Перспективы развития Qualitative Research

Computational Sociology. Наблюдается компьютеризация Qualitative Research.  В области компьютеров, первый этап - использование персональных компьютеров (PC), второй этап - установка скринсейвера на PC, который включает персональный компьютер в общую распределенную вычислительную сеть, третий этап - использование суперкомпьютеров, четвертый этап – использование Grid – технологии (взаимосвязанные и распределенные в географическом пространстве суперкомпьютеры), шестой этап - использование Adaptive Supercomputing [цит. по 12]. Традиционно, исследователь адаптировал свои содержательные задачи к техническим возможностям компьютера и программного обеспечения. Adaptive Supercomputing основан на прямо противоположной идее, а именно, технические возможности компьютера и программного обеспечения должны адаптироваться к содержательным задачам исследователя. Это адаптивные архитектуры суперкомпьютеров, генетическое программирование, когда компьютерная программа автоматически программирует компьютерную программу, исходя из поставленной пользователем содержательной задачи и т.д.

В области программного обеспечения наблюдается переход от использования компьютерных систем Computer Assisted Qualitative Data Analysis (CAQDAS), которые были перечислены выше, к компьютерным интеллектульным системам Data Mining («извлечения знаний») [26-27], например, LexiQuest Mine, SPSS Clementine, SAS Text Miner, STATISTICA Text Miner, QDA Miner, TextAnalyst, Text Mapper, WebAnalyst, Marvel, CallMiner, Nexidia, Nihuo Web Log Analyzer и т.д. В этой связи отметим, что Computational Sociology развивается в рамках компьютационной методологической парадигмы системной социологии [12].

Mixed Methods Research. Qualitative Research стали чаще использовать не изолированно, а в составе Mixed Methods Research [28-31]. Напомним, что Mixed Methods Research основывается на интеграции качественных и количественных методов для анализа, интерпретации, объяснения и понимания изучаемой информации и включает в себя  Mixed Approach Designs (MADs) и Mixed Methods. MADs включает в себя следующие пять основных процедур: Triangulation Design, Embedded Design, Explanatory Design, Exploratory Design и Mixed Model Design. С Mixed Methods (терминологией, методами и т.д.) заинтересованный читатель может подробно ознакомиться  в глоссарии на сайте [32]. Существует три основных стратегии Mixed Methods Research, а именно параллельная, последовательная и интегративная. При параллельной стратегии, например, при анализе текстов, одновременно используются пакеты для качественного и количественного контент-анализа или, качественный и количественный анализ реализованы в одном пакете. При последовательной стратегии сначала используются, например, пакет для качественного анализа NVivo, а затем полученные «оцифрованные» качественные данные импортируют и анализируют в пакете SPSS, STATISTICA, SAS, предназначенных для количественного анализа, в многочисленных компьютерных пакетах для анализа сетей [цит. по 33], например, UCINET, JUNG, NetMiner, Pajek, GraphViz, NetVis и т.д. Интегративная стратегия реализована в компьютерных системах Data Mining («извлечения знаний»), например, в многочисленных системах Text Mining, Video Mining, Web Mining, некоторые из которых были перечислены выше. В данных системах осуществляется многократная комбинация, в разной последовательности, параллельной и последовательной стратегии, одновременное использование процедур анализа и моделирования и т.д. В этой связи отметим, что в разработанной при участии автора компьютерной системе Контент-Анализ ПРО [34], которая включает некоторые количественные и качественные подходы к анализу текстов, подсистему ALEX (Data Mining), предназначенную для автоматического поиска закономерностей, реализованы параллельная, последовательная и интегративная стратегии анализа текстов. В частности, полученные результаты Контент-Анализа ПРО можно автоматически импортировать и проанализировать в компьютерной экспертно-диагностической системе МАКС [35], которая основана на модульной теории социума (МТС) и предназначена для модульного анализа, диагностики и моделирования социальных систем.  В этой связи отметим, что методология Mixed Methods Research похожа на системный стиль мышления, который используется в системной социологии [12].

E-Social Science. Наблюдается взаимопроникновение задач, методологий, методов  Qualitative Research и E-Social Science (электронной социальной науки) [цит. по 8,12,36]. Напомним, что E-Social Science занимается анализом больших объемов мультимедийной информации (текст, аудио, фото, видео) в Интернете, поступающей в режиме реального времени, например, в блогосфере, e-социальных сетях и т.д. Анализ и моделирование осуществляются с помощью High-performance distributed Data Mining and Knowledge Discovery systems, основанных на методологии Web Intelligence [36], в частности,  используются технологии Knowledge Grid and Grid Intelligence (KGGI), Intelligent Data Analysis, Artificial intelligence, Visual Supercomputing [37], Soft Computing, Context Сomputing, Neuro Сomputing, Symbolic Computing, Affective Computing, Granular Computing, Cognitive Сomputing [38] и т.д. Отметим, что E-Social Science - это один из разделов системной социологии [12,36].

Психология. Более широкое использование методов и теорий психологии, в частности, когнитивной психологии, психологии зрительного восприятия [8, 12], психолингвистических техник и т.д. Например,  при изучении субъективного приписывания причин действий используется психологическая теория каузальной атрибуции, в частности, ковариационная модель Кэлли [39,с.638], используются когнитивные карты, например в компьютерной системе AutoMap [40] для извлечения ментальных моделей из текста, «нейронные» сети класса Self-organizing feature maps (SOFMs) из пакета NeuroSolutions [41] и т.д. В этой связи отметим, что междисциплинарность – это одна из характеристик современного системного подхода, на котором основана системная социология [12].

Artificial intelligence.  Наблюдается более широкое использование систем Artificial intelligence (искусственного интеллекта), в частности, Text and Image Understanding (понимания текстов и визуальных образов), Text and Visual Content Understanding (контекстуального понимания текстов и визуальных изображений), Scene Understanding (понимания визуальных сцен) [12] и т.д. Здесь используются различные компьютационные парадигмы Artificial intelligence [42], например  Understanding Creativity, которые включают в себя эвристические методы извлечения знаний из информации, в частности, эвристический поиск, выводы по аналогии, ре-репрезентацию, методы извлечения онтологий, мета-обучение, обнаружение комплексных событий (паттернов) в текстах, звуках, изображениях и видео, машинное обучение новым концептам и машинные эвристические методы пополнения лексикона (добавление новых терминов к онтологиям), методы семантической интеграции, интероперабельности  и т.д. В этой связи отметим, что Artificial intelligence широко используется в системной социологии [12,36].

Systems Science. Наблюдается более активное использование достижений Systems Science [12, 43], в частности, использование принципов системного мышления в качественных процедурах [44], например, использование компьютерных систем интеграции различных точек зрения Systems Analysis Viewpoints, например Group Argumentation Environment (GAE)  [45], использование теории комплексных адаптивных систем [46], теорий хаоса и нелинейной динамики [47] и т.д. В этой связи отметим, что качественный анализ - одно из традиционных направлений в системной социологии, в частности, в Soft system methodology («мягкой» системной методологии) [12], где используются качественные описания мировоззрения, ценностей, распознавания культурных аспектов ситуации и т.д., учитывается зависимость результата интерпретации от установок и знаний исследователя и другие аспекты качественной методологии, используются различные качественные методы сбора и анализа информации, в частности, герменевтика, аналитическая индукция и т.д. Объяснение данной тенденции довольно простое. Текст, аудио, фото, видео - это системы, состоящие из элементов и частей, взаимодействующих (соответствующих друг-другу) по определенным законам композиции (соответствия), например, графовой иерархии смысловых сетей, и обладающие  свойством целостности. Смыслы являются смыслообразующими элементами информационных систем [48]. Категории и концепты в Grounded theory образуют теоретические системы. Раздел Qualitative Research, а именно, Action research, является одним из подходов в рамках социально-инженерной методологической парадигмы системной социологии [12,36]. В целом наблюдается сближение Qualitative Research с качественными исследованиями в системной социологии [12], которая является разделом Systems Science.

Заключение

Современная российская социология катастрофически отстала от зарубежных достижений в области Qualitative Research, особенно в разработке компьютерных систем Qualitative Data Analysis и Data Mining, не говоря уже об инновационных компьютерных информационных технологиях, таких, как High-performance distributed Data Mining and Knowledge Discovery systems [36], визуальном суперкомпьютинге [37], когнитивном суперкомпьютинге [12, 38] и т.д. Об этом можно судить по материалам российских журналов «Социологические исследования», «Социология 4М», «ИНТЕР» [49] и т.д., практике анализа данных в современной российской социологии и т.д. На кафедре методов сбора и анализа социологической информации (зав. кафедрой д.социол.н., профессор Ю.Н.Толстова) [50] факультета социологии ГУ-ВШЭ, много делается для изучения методов Qualitative Research, в частности, проводятся семинары, посвященные современным качественным методам [51], издаются сборники статей [52]. Однако, разработка компьютерных систем Qualitative Data Analysis и Data Mining не проводится, хотя это специализированная кафедра, которая, по объективным критериям, является лидером в российской социологии в области обучения студентов, магистров и аспирантов, методам анализа социологической информации. В Меморандуме III Всероссийского социологического конгресса [53] была поставлена задача разработки нового стандарта подготовки студентов по направлению «Социология». Представляется необходимым, чтобы в новом стандарте была предусмотрена специализация по разработке компьютерных систем для анализа социологических данных. Здесь имеется позитивный российский опыт [54], а именно, А.Н.Чураковым разработана и практически внедрена методология Social Software Engineering (инженерии социологического программного обеспечения), которая представляет собой итеративную процедуру параллельно-последовательного программирования компьютерной системы и одновременного совершенствования программируемых методов, разработки принципиально новых методов анализа и (или) моделирования, разработки социологических компьютационных теорий [33].  Вместе с тем, здесь существует множество хорошо известных, научных, педагогических и организационных проблем. Чтобы быть конкурентоспособными в информационном обществе, основанном на знаниях [12, 36], российские социологи должны предпринимать шаги по решению данных проблем.

Пожалуйста, комментируйте, оставляйте свои сообщения в форуме или присылайте свои статьи, замечания и комментарии на адрес: blog@isras.ru

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Given L. The SAGE Encyclopedia of Qualitative Research Methods. Vol. I-II, Sage Publications Inc., www - 1072 p.
  2. Denzin N., Lincoln Y. The SAGE Handbook of Qualitative Research. London.: Sage Publications Inc., 2005. - 1232 p.
  3. http://caqdas.soc.surrey.ac.uk
  4. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.
  5. Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных//Социол. исслед.  2000, № 10, С. С. 92-101.
  6. Каныгин Г.В. Конструируя конструктивизм//Социол. исслед.  2006, № 11, С. 19-28.
  7. Давыдов А.А. Теория "социальных фрагментов" - общая социологическая теория?//Социол. исслед. 2004, № 8, С. 131-138.  (http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/216063.html)
  8. Давыдов А.А. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2005.
  9. Давыдов А.А. О компьютационной теории социальных агентов//Социол. исслед. 2006, № 2, С. 19-28. (http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/301146.html)
  10. Давыдов А.А. Респондент как источник информации. М.: ИСАН,1993.
  11. Zerubavel E. Social Mindscapes: An Invitation to Cognitive Sociology. Cambridge.: Harvard University Press, 1997.
  12. Давыдов А.А. Конкурентные преимущества системной социологии. Электронное издание. М.: ИС РАН, www (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/324618.html)
  13. http://www.qsrinternational.com/what-is-qualitative-research.aspx
  14. http://onlineqda.hud.ac.uk/methodologies.php
  15. Brown A., Gibson W. Qualitative Data Analysis. London.: Sage Publications Inc., 2009.
  16. Berg B. Qualitative Research Methods for the Social Sciences. N.Y.: Allyn & Bacon,  www
  17. Ratcliff D. 15 Methods of Data Analysis in Qualitative Research (qualitativeresearch.ratcliffs.net/15methods.pdf)
  18. http://www.socialresearchmethods.net/kb/qualval.php
  19. Lewins A., Silver C. Using Software in Qualitative Research: A Step-by-Step Guide.  London Sage Publications Inc, 2007.
  20. http://www.eval.org/Resources/QDA.htm
  21. http://directory.google.com/Top/Science/Social_Sciences/Methodology/Qualitative/Tools
  22. Marvasti A. Qualitative Research in Sociology. London.: Sage Publications Ltd., 2003.
  23. Belk R. Handbook of Qualitative Research Methods in Marketing. Massachusetts.: Edward Elgar Pub., www
  24. Myers M. Qualitative Research in Business & Management. London.: Sage Publications Ltd, www
  25. Myers M., Avison D. Qualitative Research in Information Systems: A Reader. London.: Sage Publications Ltd, 2002.
  26. http://www.kdnuggets.com 
  27. http://www.the-data-mine.com/bin/view/Software/DataMiningSoftware
  28. Tashakkori A., Teddlie C. Foundations of Mixed Methods Research: Integrating Quantitative and Qualitative Approaches in the Social and Behavioral Sciences. London.: Sage Publications Inc., www
  29. Bergman M. Advances in Mixed Methods Research: Theories and Applications. London.: Sage Publications Inc., www
  30. Creswell J. Research Design: Qualitative, Quantitative and Mixed Methods Approaches. London.: Sage Publications Inc., www
  31. Creswell J., Clark V. Designing and Conducting Mixed Methods Research. London.: Sage Publications Inc., 2006.
  32. http://www.fiu.edu/~bridges/glossary.htm
  33. Давыдов А.А. Системная социология. М.:ЛКИ, 2007.
  34. Чураков А.Н. Компьютерный контент-анализ. М.: ИСАН, 1996.
  35. Давыдов А.А., Чураков А.Н. Модульный анализ и моделирование социума. М.: ИСАН, 2000.
  36. Давыдов А.А. Системная социология: введение в анализ динамики социума. М.: ЛКИ, 2007.
  37. Давыдов А.А. Системная социология: визуальный суперкомпьютинг взаимодействий пользователей Интернета. М.: ИС РАН, www (https://www.isras.ru/index.php?page_id=120&id=372 )
  38. Давыдов А.А. Системная социология: изучение функционирования мозга респондента. М.:. ГУ-ВШЭ, 2007. (http://www.hse.ru/temp/2007/11_12_seminar.shtml)
  39. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: ПИТЕР, 2003.
  40. http://www.casos.cs.cmu.edu/projects/automap
  41. http://www.neurosolutions.com
  42. http://www.aaai.org/Organization/organization.php
  43. Northcutt N., McCoy  D. Interactive Qualitative Analysis: A Systems Method for Qualitative Research. London.: Sage Publications Inc. 2004.
  44. Cao G. The Pattern-matching Role of Systems Thinking in Improving Research Trustworthiness//Systemic Practice and Action Research, 2007, Vol. 20, №6, P. 441-453.
  45. Jifa G., Yijun L., Wuqi S. A scientific discussion test on some social harmony problems (journals.isss.org/index.php/proceedings51st/article/view/531/218).
  46. Brown С. The Use of Complex Adaptive Systems as a Generative Metaphor in an Action Research Study of an Organisation//The Qualitative Report, 2008, Vol. 13, № 3, P. 416-431. (http://www.nova.edu/ssss/QR/QR13-3/index.html)
  47. Patton M. Qualitative Research and Evaluation Methods. London.: Sage Publications Inc. 2001.
  48. Han J. A Framework of Value-Focused Systems Thinking//Systemic Practice and Action Research, 2000, Vol. 13, № 1, P. 97-109.
  49. https://www.isras.ru/Magazines.html
  50. http://www.hse.ru/org/hse/soc/47497/index.html
  51. http://www.hse.ru/org/hse/soc/47497/nis
  52. >Методы социологических исследований/Под ред. Ю.Н.Толстовой, М.: Изд-во «ТЕИС», 2006. 
  53. https://www.isras.ru/vsk_memo.html
  54. Чураков А.Н. Методология и методика разработки компьютерных систем в социологии. Автореф. канд. дисс. М.: МГИМО (У) МИД РФ, 1998.

 

[1] Автор выражает признательность к.э.н. Геннадию Викторовичу Каныгину, заведующему сектором  теории и методологии Социологического института РАН, за полезные ссылки и продуктивные обсуждения перспектив развития качественных исследований.

 



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)