Институт социологии
Российской академии наук

Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека



Адамьянц Т.З.
Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека // Мир психологии. 2008. №1. С. 130-139

Размещена на сайте: 02.02.09

 Текст статьи в авторской редакции


 

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Адамьянц Т.З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека // Мир психологии. 2008. №1. С. 130-139

Аннотация

Статья посвящена проблемам понимания аудиторией смысловых доминант (интенциональности) коммуникативных актов, привлекающих внимание отечественных исследователей начиная с 70-х годов прошлого века (Т.М. Дридзе, Б.А. Грушин, А.В. Жаворонков и др.). Дифференциация аудитории по группам сознания (социоментальным группам, группам по интерпретационным навыкам и т.д.) позволила обозначить такую характеристику личностного сознания, как коммуникативные навыки, связанные с особенностями понимания человеком глубинных смыслов коммуникативных актов, способностью и стремлением достигать взаимопонимания при общении. Речь идет не о согласии или несогласии с коммуникатором, о правильном или неправильном восприятии - только о навыках, характеризующих умение понимать и быть адекватно понятым при общении с другими людьми. Уровень развития коммуникативных навыков оказывается социально значимой характеристикой: конструктивное взаимодействие людей невозможно без взаимопонимания. Исследования фиксируют, однако, что адекватное понимание текстов обнаруживают от 9 до 20% аудитории. Коммуникативные навыки связаны с особой тренированностью менталитета, уровень их развития не является врожденной характеристикой (иное мнение у ряда зарубежных исследователей, например, Ф. Ницше); их можно и нужно развивать. Начаты первые эксперименты по развитию коммуникативных навыков в рамках вузовского и школьного образования.

Ключевые слова:

семиосоциопсихология интенция интенциональность коммуникативный акт мотивационно-целевая структура текста метод интенционального (мотивационнто-целевого) анализа процессов общения взаимопонимание диалог человек коммуникативные навыки коммуникации адекватное восприятие частично адекватное восприятие неадекватное восприятие толерантность

Рубрики:

Социология коммуникаций



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: